Мероприятие 3.27. Создание подсистемы государственного контроля (надзора)

С целью повышения эффективности осуществления функций Росстандарта по государственному контролю (надзору) за соответствием продукции требованиям технических регламентов необходимо разработать подсистему государственного контроля. Данная подсистема должна обеспечивать процессы планирования проверок, процессы согласования проверок с органами прокуратуры в установленных законодательством случаях, обеспечивать учет результатов проведения контрольно-надзорных мероприятий, наложенных санкций и результатов их обжалования. Для решения данных задач подсистема учета контрольно-надзорной деятельности должна включать в себя модуль планирования проверок, модуль проведения проверок, модуль анализа контрольно-надзорной деятельности и модуль взаимодействия с гражданами, организациями и органами власти.

Модуль планирования проверок должен автоматизировать процессы выбора подконтрольных субъектов для проведения плановых проверок.

При выборе подконтрольных субъектов для проведения плановых проверок в модуле должна быть реализована возможность использования риск-ориентированного подхода с учетом требований действующего законодательства. Для этого модуль должен позволять вести профили риска нарушения требований технических регламентов, включающих в себя сведения о рисках, возможных угрозах наступления риска, вероятности наступления риска, уровне риска, индикаторах риска и иных сведений о рисках. На основании профилей риска модуль должен обеспечивать формирование предложений по выбору субъектов для включения в ежегодный план проверок, используя различные источники данных, в том числе сведения о деятельности подконтрольных субъектов, данные о результатах предыдущих плановых и внеплановых проверок, данные иных органов власти, жалобы граждан и организаций и т.д. Модуль также должен автоматизировать процессы формирования сводного плана проверок, его согласования с органами прокуратуры и размещения на официальном сайте в сети Интернет.

Модуль проведения проверок должен обеспечивать инспекторов всеми необходимыми инструкциями, шаблонами документов, рекомендациями и иными материалами, необходимыми для проведения проверок, а также автоматизировать процессы документарного оформления всех этапов проведения проверки. Все материалы, полученные в ходе проведения проверки, должны быть оформлены в электронном виде, начиная от проекта приказа или проекта распоряжения о проведении проверки, и заканчивая актом проверки. Модуль также должен обеспечивать сбор сведений о результатах проверки, выявленных нарушениях, наложенных санкциях, сведений об обжаловании и иных сведений о проверке. Для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в модуле должны быть реализованы интерактивные формы, обеспечивающие инспекторов информацией о последовательности выполнения действий, основанных на риск-ориентированном подходе. Риск-ориентированный подход должен не только способствовать повышению вероятности выявления нарушений, но и обеспечивать оценку уровня угрозы выявленных нарушений и выбор объективных санкций, соответствующих уровню угрозы. Модуль должен обеспечивать автоматизированный мониторинг проверок и рассылать напоминания в случаях приближения даты начала плановой проверки, а также в случае нарушения сроков проведения отдельных этапов проверки. В начале организации проверки модуль должен сформировать уникальный номер, являющийся идентификатором проверки, связывающим все документы и материалы, полученные в ходе ее выполнения.

Модуль анализа контрольно-надзорной деятельности является одним из ключевых модулей, позволяющим оценить состояние подконтрольной сферы на основании различных источников информации, в том числе данных, содержащихся в модуле учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также в модуле проведения проверок. Данный модуль позволит провести анализ и оценку эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности, сформировать показатели эффективности контрольно-надзорной деятельности, определить их целевые и текущие значения, а также будет обеспечивать мониторинг и оценку эффективности контрольно-надзорной деятельности. Для подготовки отчетности о состоянии государственного контроля (надзора), осуществляемого Росстандартом, модуль должен также позволять формировать сводные формы отчетности, в том числе форму 1-контроль. Результаты анализа и оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности, полученные с использованием данного модуля, должны создать базу для принятия обоснованных решений об изменении профилей риска, инструкций инспекторов по проведению проверок, показателей эффективности и т.д.

Модуль взаимодействия с гражданами, организациями и органами власти позволит учитывать все факты обращения граждан, организаций и органов власти в сфере проведения проверок соблюдения требований технических регламентов. С использованием данного модуля заинтересованные лица смогут направлять в электронном виде обращения и получать результаты их рассмотрения в электронном виде, а сотрудники Росстандарта получат возможности по учету поступивших обращений, их классификации и оперативному рассмотрению. Анализ поступивших обращений позволит сформировать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и выявить зоны низкой эффективности, а обращения, содержащие указания на факты нарушения требований технических регламентов, могут являться основанием для проведения внеплановых проверок. Модуль должен также предоставить подконтрольным субъектам и иным заинтересованным лицам возможность получения всех сведений о проводимых проверках в электронном виде. Для получения сведений о проверке граждане и организации смогут использовать систему личных кабинетов на официальном портале Росстандарта в сети Интернет, а органы власти смогут получить интересующие их сведения с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Подсистема государственного контроля будет интегрирована с ФГИС Росаккредитации, откуда будет поступать информация, необходимая для повышения качества планирования контрольных мероприятий.