1. Целевое состояние системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений. Деятельность Росстандарта направлена на развитие национальной системы технического регулирования и стандартизации, а также обеспечение достоверных результатов измерений, признаваемых на национальном, региональном и международном уровнях.

По международным экспертным оценкам совокупный вклад стандартизации и метрологии в ВВП оценивается на уровне 2 - 3%, что для России в денежном эквиваленте составляет до 2 трлн рублей в год. На данный момент федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов содержит более 350 000 национальных, международных и зарубежных стандартов. В 2013 году подведомственными организациями Росстандарта было распространено более 120 000 официальных документов по стандартизации и выполнено более 20 млн поверок средств измерений. Порталы Росстандарта являются одним из инструментов экономической интеграции на пространстве СНГ и Таможенного союза, а также играют важную роль в стимулировании международной торговли и выполнении соглашений по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ВТО и по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС) ВТО.

Система технического регулирования и стандартизации является важным элементом государственной научно-технической и инновационной политики, а также одним из ключевых инструментов передачи технологий в промышленности. В условиях существующей технологической зависимости национальной экономики от знаний и технологий зарубежных стран, а также возрастания риска по ограничению доступа российской промышленности к критическим технологиям, особую актуальность приобретает стимулирование инноваций и технологического развития отраслей отечественной промышленности с помощью технического регулирования и стандартизации.

Все вышеперечисленные факты указывают на необходимость дальнейшего динамичного развития сферы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.

Целевое состояние системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений установлено в следующих документах стратегического планирования Российской Федерации:

- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденные Правительством РФ 31.01.2013;

- Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 года;

- Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2013 N 1535-р "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

- Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 г. N 1762-р "Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года";

- Приказ Минпромторга РФ от 17.06.2009 N 529 "Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года".

В соответствии с указанными документами стратегического планирования РФ, Росстандарт должен контролировать развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений до целевого состояния, отвечающего следующим характеристикам:

1. В области технического регулирования и стандартизации:

- Достижение ежегодного обновления от 10% до 15% национальных стандартов в приоритетных секторах экономики;

- Гармонизация с международными стандартами 48% российских национальных стандартов в общем фонде стандартов к концу 2015 года;

- Актуализация межгосударственных и национальных стандартов для обеспечения доказательной базы соблюдения требований технических регламентов, разрабатываемых в рамках Таможенного союза;

- Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации;

- Активизация участия Российской Федерации в работе международных и региональных организаций по стандартизации;

- Осуществление регулярной разработки и актуализации стандартов на новые виды продукции, направленные на развитие промышленной инфраструктуры и основополагающих инновационных технологий;

- Сокращение сроков разработки и утверждения национальных стандартов;

- Актуализация федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд;

- Актуализация Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

- Актуализация общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- Устранение избыточных технических барьеров в торговле с учетом вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и создания Таможенного союза.

2. В области обеспечения единства измерений:

- Создание государственных эталонов единиц величин нового поколения;

- Прохождение государственными первичными эталонами единиц величин международных сличений;

- Актуализация Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;

- Актуализация нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области обеспечения единства измерений;

- Совершенствование форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений и механизмов межведомственной координации работ;

- Повышение эффективности функционирования Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

- Повышение эффективности утверждения типов средств измерений, организации поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, организации калибровки средств измерений, аттестации государственных эталонов единиц величин;

- Повышение эффективности государственного метрологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции;

- Актуализация единой базы данных калибровочных и измерительных возможностей метрологических служб Российской Федерации;

- Повышение эффективности сотрудничества по взаимному признанию результатов поверки, калибровки, испытаний и утверждения типов средств измерений в рамках КООМЕТ, МГС СНГ и Таможенного союза;

- Гармонизация структуры системы российской законодательной метрологии с Международной организацией законодательной метрологии для решения вопросов метрологического обеспечения в рамках ВТО;

- Упрощение структуры иерархических поверочных схем, сокращение числа ее звеньев и ступеней;

- Оптимизация межповерочных интервалов средств измерений на основе опыта стран-членов Международной Организации Законодательной Метрологии;

- Разработка методических документов с целью обеспечения решения задач проведения метрологической экспертизы нормативных правовых, нормативно-технических и иных документов, содержащих требования к методикам (методам) измерений и испытаний, эталонам, средствам измерений и испытаний и стандартным образцам;

- Гармонизация основополагающих документов в области обеспечения единства измерений в рамках Таможенного союза;

- Разработка принципов комплексирования эталонов единиц измерений с целью сокращения затрат на воспроизведение и передачу размеров величин;

- Совершенствование документов, рекомендующих структуру и функции метрологических подразделений промышленных предприятий, организаций и федеральных органов исполнительной власти;

- Приведение принципов защиты прав потребителей от недостоверных результатов измерений в соответствие с международными правилами и нормами;

- Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области обеспечения единства измерений.