Особенности трудового воспитания детей и подростков в условиях непрерывного образования
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитывая, что трудовое воспитание - длительный процесс, имеющий отсроченный результат и не подлежащий индивидуальной оценке, начинать его надо в дошкольном возрасте (3 - 6 лет), сопровождать на всем протяжении школьного обучения (7 - 18 лет), а также в ходе профессионального образования.
Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
- 1 - 4-й классы (пропедевтический этап) - формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;
- 5 - 7-й классы (ориентировочный этап) - формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность;
- 8 - 9-й классы (поисково-зондирующий этап) - формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;
- 10 - 11-й классы (этап развития профессионального самосознания) - уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим особенности трудового воспитания детей и подростков в условиях непрерывного образования.
На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст (3 - 6 лет) - эмоционально-образный этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание интереса к труду и уважения к людям труда, обучение элементарным трудовым навыкам, начальное знакомство с миром профессий.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. сформированные навыки самообслуживания;
2. устойчивый интерес к труду взрослых;
3. готовность оказывать взрослым посильную помощь;
4. формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Начальная школа (1 - 4-й классы, 7 - 10 лет) - пропедевтический этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду и к его результатам, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. формирование навыка самостоятельной деятельности;
2. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
3. формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
4. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
5. развитие осознания добросовестного и творческого труда;
6. формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
7. развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
8. общая ориентация в мире профессий.
Основная школа (5 - 9-й классы, 11 - 15 лет,) - этап предпрофильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:
- осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;
- воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;
- опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;
- осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;
2. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;
3. осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
5. развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;
6. знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;
7. способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
Профильная школа (10 - 11-й классы, 16 - 18 лет) - этап профильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:
- уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;
- развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;
- коррекция образовательных и профессиональных планов.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;
2. сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
3. осознание своих возможностей и ограничений;
4. информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей