Особенности трудового воспитания детей и подростков в условиях непрерывного образования

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учитывая, что трудовое воспитание - длительный процесс, имеющий отсроченный результат и не подлежащий индивидуальной оценке, начинать его надо в дошкольном возрасте (3 - 6 лет), сопровождать на всем протяжении школьного обучения (7 - 18 лет), а также в ходе профессионального образования.

Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:

- 1 - 4-й классы (пропедевтический этап) - формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;

- 5 - 7-й классы (ориентировочный этап) - формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность;

- 8 - 9-й классы (поисково-зондирующий этап) - формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;

- 10 - 11-й классы (этап развития профессионального самосознания) - уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим особенности трудового воспитания детей и подростков в условиях непрерывного образования.

На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст (3 - 6 лет) - эмоционально-образный этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание интереса к труду и уважения к людям труда, обучение элементарным трудовым навыкам, начальное знакомство с миром профессий.

Формы работы

Ответственные

Игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, экскурсии

Воспитатели, педагоги-психологи, родители воспитанников

Занятия по формированию трудовых навыков

Воспитатели, психологи

Просмотр и обсуждение тематических произведений (литература, изобразительное искусство, мультипликация и др.)

Воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители воспитанников

Беседы с родителями о формировании у детей начальных трудовых навыков

Педагоги-психологи

Методическая поддержка и повышение квалификации работников дошкольных образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. сформированные навыки самообслуживания;

2. устойчивый интерес к труду взрослых;

3. готовность оказывать взрослым посильную помощь;

4. формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Начальная школа (1 - 4-й классы, 7 - 10 лет) - пропедевтический этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду и к его результатам, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Формы работы

Ответственные

Организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества

Классные руководители, педагоги-психологи

Проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов

Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники

Организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места

Классные руководители, педагоги-психологи, ответственные за технику безопасности, учителя-предметники

Организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи

Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами

Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники

Экскурсии в предметные кабинеты школы

Классные руководители, учителя-предметники

Занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий

Педагоги-психологи, классные руководители, родительский актив

Продолжение таблицы

Методическая поддержка и организация курсов повышения квалификации работников образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, институтов повышения квалификации

Проектно-исследовательская деятельность

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники

Организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.)

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, педагоги-психологи

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. формирование навыка самостоятельной деятельности;

2. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

3. формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;

4. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

5. развитие осознания добросовестного и творческого труда;

6. формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;

7. развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;

8. общая ориентация в мире профессий.

Основная школа (5 - 9-й классы, 11 - 15 лет,) - этап предпрофильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:

- осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;

- воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;

- опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;

- осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Формы работы

Ответственные

Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда)

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, педагоги-психологи

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры

Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации

Уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники

Просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами

Классные руководители, библиотекари

Экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора школ, руководители предприятий, организации профобразования, родители

Активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.)

Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации

Проектная и исследовательская деятельность

Учителя-предметники

Участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.)

Ответственные за профориентационную работу, специалисты центров профориентации и допобразования

Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Профессиональные пробы

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, руководители предприятий, организации профобразования, с привлечением родителей обучающихся

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;

2. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;

3. осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;

4. реалистичная самооценка;

5. развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;

6. знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;

7. способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.

Профильная школа (10 - 11-й классы, 16 - 18 лет) - этап профильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:

- уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;

- развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;

- коррекция образовательных и профессиональных планов.

Формы работы

Ответственные

Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.)

Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, специалисты центров профессиональной ориентации

Индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры)

Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации

Элективные курсы

Ответственные за профориентацию, учителя-предметники, педагоги-психологи

Проектная и исследовательская деятельность

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи и др.

Организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.)

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций, педагоги дополнительного образования

Методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков

Психологи, специалисты центров профориентации

Продолжение таблицы

Экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования

Классные руководители, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, родительский актив

Организация бесед и мастер-классов со специалистами - представителями различных профессий

Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, центров профориентации

Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям

Руководители и специалисты школ, предприятий, учреждений профобразования

Проектная деятельность

Классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и др.

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;

2. сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

3. осознание своих возможностей и ограничений;

4. информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;

4. трудовая мотивация;

5. профессиональная подготовка по профессии.