Занятия 7 - 10. "Осознание установок"

На пути к достижению цели у любого человека всегда возникают трудности. Одни люди преодолевают их легко, другие - упорным трудом, а для третьих трудности становятся непреодолимыми. Почему так происходит? Дело в том, что кроме внешних преград, человек сталкивается с внутренними преградами - своими установками, которые он не осознает. В следующих упражнениях мы попробуем продвинуться в понимании собственных внутренних преград.

А) Понимание проблемы.

Для проведения упражнения нужны листы бумаги и ручки для каждого участника тренинга.

Задание: Составьте список своих недостатков. После выполнения задания выберите три недостатка, больше всего мешающие Вам жить.

А теперь заполните таблицу.

Недостаток

Что вы имеете благодаря недостатку (преимущества)

Что вы теряете из-за него (потери)

Положительные стороны потерь

Отрицательные стороны преимуществ

Вывод

Ведущий на примере демонстрирует заполнение таблицы.

Пример:

Мой недостаток - частые опоздания. Что я из-за него теряю? Спокойствие, хорошее отношение учителей. Что имею? Повышенное внимание к своей персоне. Положительные стороны потерь: потеря спокойствия приводит к переживаниям, волнениям и Я становлюсь активен; потеря хорошего отношения учителей приводит к чувству собственной победы над зависимостью и к вниманию одноклассников. Отрицательные стороны преимуществ: постоянное внимание ко мне заставляет меня переживать угрызения совести. Вывод: мне не хватает внимания? Внимание к себе можно привлечь и по-другому.

По ходу работы ведущий помогает каждому участнику. Затем объединяет участников в пары по желанию, где члены пары так же могут оказать помощь друг другу в виде вопросов и перечисления вариантов ответов.

При обсуждении упражнения содержание таблицы или примеры из нее участники тренинга зачитывают только по желанию. Обсуждение же строится вокруг вопросов: чем было полезно задание? с какими трудностями встретились при выполнении? что удивило? какие эмоции вызвало задание?

Завершается эта часть работы обязательно упражнением-активатором.

Полезным будет такое упражнение: На другой стороне использованного листа участники по предложению ведущего рисуют солнце с лучиками. После того, как нарисовали, в круге солнца пишут букву "Я", а к каждому лучику подписывают положительную характеристику самого себя (добрый, ответственный и т.п.). Как только работа закончена, ведущий предлагает хором читать: "Я - умный, Я - добросовестный", и так все характеристики. Кто характеристики исчерпал, замолкает, остальные продолжают читать до последней характеристики.

Б) Встреча с саботажником.

Ведущий дает задание членам группы вспомнить о каком-нибудь деле, которое нужно завершить, но нет сил и желания.

Далее ведущий вызывает для работы активного участника (по желанию).

На полу начерчены 3 круга (либо поставлены 3 стула).

Участник встает в позицию 1 и рассказывает о деле, которое нужно завершить. Затем ведущий просит представить, что дело завершено, переводит в позицию 2 и просит взглянуть на позицию 1.

Ведущий сообщает участнику: "Вы видите препятствие, которое Вам мешало. Нарисуйте его словесный портрет. Назовем его саботажником и дадим его роль второму участнику (участникам). Участнику или участникам даются имена и они встают в позицию 3. Первому участнику предлагается также перейти в позицию 3 и сообщить саботажникам, как они мешают завершению дела, почему, каких уступок требуют. Затем первый участник возвращается в позицию 1 и ведет переговоры с саботажниками: спрашивает, что их не устраивает, чего они хотят, сам просит их об уступках. Саботажники оценивают уступки. Озвучивают выгоду. Цель саботажников - помочь человеку осмыслить причины нежелания или препятствий в доведении начатого дела до конца и способы их преодоления. В качестве активных могут выступить 2 - 3 участника.

При обсуждении акцент делается на вопросы: что нового узнал о себе каждый участник? удалось ли осмыслить проблему "со стороны"? что помогало и что мешало ее осмыслению? все ли участники упражнения одинаково вели себя с саботажниками?

Работа заканчивается упражнением-активатором.