Пояснительная записка

Целью тренинга жизненной стойкости личности является стимулирование осмысливания его участниками собственной модели мира, расширение диапазона способов осознанного управления каждой из составляющих этой модели. В ходе тренинга решаются задачи индивидуального и группового отражения картины мира как сиюминутного среза модели мира, осмысления ее основных составляющих, понимания их влияния на поведение человека в различных жизненных ситуациях, поиска рычагов самоуправления собственной поисковой активностью и расширения видов поведенческих реакций в трудных ситуациях за счет наработки внутренних личностных ресурсов.

Тренинг рассчитан на участников подросткового и раннего юношеского возраста (15 - 17 лет), так как предполагает определенный уровень рефлексии и ориентирован на типичные особенности данного возраста. Тренинг рассчитан на 18 часов академических занятий. Его рекомендуется проводить в группе с числом участников 12 - 14 человек, регулярно (2 раза в неделю по 1,5 часа в течение месяца) либо методом погружения - 3 дня по 6 академических часов. В связи с этим тренинг представлен в целостном виде, а не расписан по дням и занятиям. За один прием важно отработать одну составляющую образа мира.

Каждый содержательный блок (раздел) тренинга обозначен римскими цифрами. Каждое новое занятие необходимо начинать с приветствия и упражнения-активатора, примеры которых приведены в конце программы. Заканчивать занятия рекомендуется рефлексией содержания эмоционального самочувствия участников, а так же ритуалом прощания, выбранным группой по предложению тренера на первом занятии. Последовательность отрабатываемых элементов рекомендуется сохранять, так как она выстроена в соответствии с теоретическими основами, изложенными выше. Упражнения, используемые для отработки отдельных навыков, могут варьироваться в зависимости от желания группы и личности тренера.

Для проведения занятий необходимо помещение, свободное от столов, в котором имеется пространство для групповой работы и условия для работы индивидуальной. На каждое занятие необходимы раздаточные материалы, которые называются при описании конкретных упражнений. Эффективность занятий обеспечивается созданием мотивации участия у каждого члена тренинговой группы, установлением доверительных отношений тренера с группой и теоретической компетентностью тренера по вопросам содержания понятия жизненной стойкости.

Посредством тренинга реализуется идея автора об осмыслении и возможностях саморегуляции человеком собственной картины мира с позиций поисковой активности как механизма формирования жизненной стойкости личности, ее социальной компетентности. В тренинге используются упражнения, разработанные и описанные А.М. Прихожан 1997), В.Ю. Большаковым (1996), Г.И. Марасановым (1985), в интерпретации автора тренинга, а также его собственные авторские наработки.