Занятия 11 - 14. "Работа с идеалами, смыслами, образом "Я"

Обсуждая саботажников, участники тренинга уже узнали, что далее, осмыслив проблему, каждый человек выбирает свой путь ее решения. Этот путь зависит от системы его ценностей, идеалов, смыслов. Обращаясь к саботажникам, участники акцентируют внимание на разных их характеристиках, как бы зацикливаясь на одном. То, что является препятствием для одного человека, может не замечаться другим, так как для него оно не значимо, не входит в систему его ценностей. Глядя на один и тот же предмет, люди часто видят разные вещи. Есть такая народная мудрость: "Человек видит то, что хочет видеть!" Каждому немаловажно знать, на что же он обращает внимание в первую очередь, и разбираться в своем образе "Я". Этому помогут следующие упражнения.

А) Упражнение "Кто дышит мне в затылок?"

Активный участник 1 встает посреди зала. Участники 2, 3 и 4 встают перед ним и исполняют роль трех зеркал. Остальные участники встают за спиной участника 1 на некотором удалении от него. От группы отделяется участник 5 и встает строго за спиной участника 1 так, чтобы тот его не мог видеть. Участники 2, 3 и 4 - "зеркала" начинают изображать участника 5 так, чтобы помочь участнику 1 определить, кто дышит ему в затылок. "Зеркала" изображают характерные движения участника 5, позы, отражающие его внутренний мир; мимику, отражающую отношение к людям и миру и т.п. Участник 1 угадывает стоящих за спиной людей, желательно до совпадения. Затем происходит смена ролей. Лучше, если каждый член группы попробует себя во всех 3-х ролях: водящего, "зеркала" и дышащего в затылок.

Затем упражнение обсуждается. Важно озвучить переживания, испытанные участниками в каждой роли, ожидания от "зеркал" при изображении себя и совпадение ожиданий с тем, что увидел. Учащимся предлагается понять, на что обращалось их внимание при изображении другого члена группы, когда исполнялась роль зеркала. Это способствует продвижению участников в осмыслении собственных идеалов и того, что для них важно в человеке и в себе, на что они обращают внимание.

Б) Упражнение "Рисунок Я-героя".

Для его выполнения каждому участнику необходим стандартный лист бумаги, сложенный пополам (в виде книжечки из 4 страниц), и цветные карандаши (фломастеры) 6 цветов.

Инструкция: Нарисуйте символические образы, при этом соблюдая следующую последовательность в выполнении задания. На 1-ой странице нарисуйте плохого человека, используя только 3 цвета. Затем на 2-ой странице изобразите хорошего человека, используем другие три цвета. Теперь на 3-ей странице - себя самого и используйте любые из 6 цветов.

Обсуждение выполненного задания проводится фронтально. Ведущий просит посчитать на рисунке образа себя количество цветов, которые также оказались использованы в рисунке хорошего человека, и количество цветов, примененных в рисунке плохого человека. Необходимо определить похожесть Я-рисунка на другие и подумать над отношением к себе. Ведущий напоминает о задании по самодиагностике, выполненном в начале тренинга, и просит сравнить результаты.

Затем идет работа на 4-ой странице. Ведущий просит нарисовать образ "Я - героя" художественного фильма про мою будущую жизнь". При этом предлагается подумать над тем, что в каждом есть для этого уже сейчас, и это обязательно нарисуется, а что нарисуется такого, чего сейчас в себе нет, но есть в облике хорошего человека; чего из рисунка плохого человека у меня не будет, а от чего не хочется отказываться.

После выполнения рисунка предлагается написать под ним самые важные права героя в жизни, признаки его жизненной стойкости.

По желанию рисунки и надписи демонстрируются всем участникам группы. Признаки жизненной стойкости озвучиваются обязательно. Обсуждается содержание рисунков и процесс рисования с точки зрения вызванных эмоций и наличия у каждого члена группы в рисунке "Я-героя" признаков жизненной стойкости. Выясняется, что каждый участник уже имеет то, чему хочет научиться, чтобы быть жизненно стойким, и за счет чего можно обогатиться жизненной стойкостью (какие ресурсы нужны для этого).

Выполнение задания заканчивается упражнением-активатором.