Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Статья 27. Жеребьевка

Статья 27. Жеребьевка.

27.1. Жеребьевка первого тура для соревнований по круговой системе должна быть открытой для игроков, зрителей и средств массовой информации.

27.2. Ответственность за составление пар возлагается на главного арбитра.

27.3. Для соревнований по круговой системе жеребьевка должна проводиться, по крайней мере, за 12 часов (одна ночь) до начала первого тура. На церемонии жеребьевки должны присутствовать все участники. Игрок, который не прибыл вовремя на жеребьевку, может быть включен в жеребьевку на усмотрение главного арбитра.

27.4. Если игрок выбывает или исключается из соревнования после жеребьевки, но до начала первого тура, а также при наличии дополнительных заявок, объявленная жеребьевка остается без изменений.

Дополнительная жеребьевка или изменения в жеребьевку могут быть внесены по усмотрению главного арбитра по согласованию с непосредственно заинтересованными игроками, но только в том случае, если это минимизирует изменения в уже объявленных парах.

27.5. При жеребьевке соревнований по круговой системе должны применяться таблицы Бергера. В тех случаях, когда играет нечетное количество игроков, наивысшее число считается свободным от игры.

3 или 4 игрока:

Тур 1: 1-4, 2-3. Тур 2: 4-3, 1-2. Тур 3: 2-4, 3-1.

5 или 6 игроков:

Тур 1: 1-6, 2-5, 3-4. Тур 2: 6-4, 5-3, 1-2. Тур 3: 2-6, 3-1, 4-5.

Тур 4: 6-5, 1-4, 2-3. Тур 5: 3-6, 4-2, 5-1.

7 или 8 игроков:

Тур 1: 1-8, 2-7, 3-6, 4-5. Тур 2: 8-5, 6-4, 7-3, 1-2. Тур 3: 2-8, 3-1, 4-7, 5-6.

Тур 4: 8-6, 7-5, 1-4, 2-3.

Тур 5: 3-8, 4-2, 5-1, 6-7. Тур 6: 8-7, 1-6, 2-5, 3-4. Тур 7: 4-8, 5-3, 6-2, 7-1.

9 или 10 игроков

Тур 1: 1-10, 2-9, 3-8, 4-7, 5-6.

Тур 2: 10-6, 7-5, 8-4, 9-3, 1-2.

Тур 3: 2-10, 3-1, 4-9, 5-8, 6-7.

Тур 4: 10-7, 8-6, 9-5, 1-4, 2-3.

Тур 5: 3-10, 4-2, 5-1, 6-9, 7-8.

Тур 6: 10-8, 9-7, 1-6, 2-5, 3-4.

Тур 7: 4-10, 5-3, 6-2, 7-1, 8-9.

Тур 8: 10-9, 1-8, 2-7, 3-6, 4-5.

Тур 9: 5-10, 6-4, 7-3, 8-2, 9-1.

11 или 12 игроков:

Тур 1: 1-12, 2-11, 3-10, 4-9, 5-8, 6-7.

Тур 2: 12-7, 8-6, 9-5, 10-4, 11-3, 1-2.

Тур 3: 2-12, 3-1, 4-11, 5-10, 6-9, 7-8.

Тур 4: 12-8, 9-7, 10-6, 11-5, 1-4, 2-3.

Тур 5: 3-12, 4-2, 5-1, 6-11, 7-10, 8-9.

Тур 6: 12-9, 10-8, 11-7, 1-6, 2-5, 3-4.

Тур 7: 4-12, 5-3, 6-2, 7-1, 8-11, 9-10.

Тур 8: 12-10, 11-9, 1-8, 2-7, 3-6, 4-5.

Тур 9: 5-12, 6-4, 7-3, 8-2, 9-1, 10-11.

Тур 10: 12-11, 1-10, 2-9, 3-8, 4-7, 5-6.

Тур 11: 6-12, 7-5, 8-4, 9-3, 10-2, 11-1.

13 или 14 игроков:

Тур 1: 1-14, 2-13, 3-12, 4-11, 5-10, 6-9, 7-8.

Тур 2: 14-8, 9-7, 10-6, 11-5, 12-4, 13-3, 1-2.

Тур 3: 2-14, 3-1, 4-13, 5-12, 6-11, 7-10, 8-9.

Тур 4: 14-9, 10-8, 11-7, 12-6, 13-5, 1-4, 2-3.

Тур 5: 3-14, 4-2, 5-1, 6-13, 7-12, 8-11, 9-10.

Тур 6: 14-10, 11-9, 12-8, 13-7, 1-6, 2-5, 3-4.

Тур 7: 4-14, 5-3, 6-2, 7-1, 8-13, 9-12, 10-11.

Тур 8: 14-11, 12-10, 13-9, 1-8, 2-7, 3-6, 4-5.

Тур 9: 5-14, 6-4, 7-3, 8-2, 9-1, 10-13, 11-12.

Тур 10: 14-12, 13-11, 1-10, 2-9. 3-8, 4-7, 5-6.

Тур 11: 6-14, 7-5, 8-4, 9-3, 10-2, 11-1, 12-13.

Тур 12: 14-13, 1-12, 2-11, 3-10, 4-9, 5-8, 6-7.

Тур 13: 7-14, 8-6, 9-5, 10-4, 11-3, 12-2, 13-1.

27.6. Для круговых турниров в 2 круга необходимо менять порядок последних двух туров первого круга, с тем, чтобы исключить игру трех последовательных партий фигурами одного цвета.

27.7. На турнирах, проводимых по швейцарской системе, система образования пар должна быть объявлена заранее.

27.8. Система образования пар для турниров, проводимых по другим системам, также должна объявляться заранее.

27.9. Если образование пар ограничивается каким-либо способом, например, игроки одной и той же федерации по возможности не должны встречаться в последних трех турах, то игроки об этом должны быть извещены до начала первого тура.

27.10. Для турниров по круговой системе жеребьевку с ограничениями можно проводить, используя представленные ниже таблицы Вармы, которые могут применяться для турниров с числом игроков от 9 до 24.

27.10.1. Указания для вытягивания турнирных номеров "с ограничениями" (таблицы Вармы):

27.10.1.1. Главный арбитр должен заранее приготовить конверты без пометок, каждый из которых содержит в себе один из нижеприведенных номеров. Конверты, содержащие группу номеров, затем помещаются в конверты большего размера без пометок;

27.10.1.2. Порядок, в котором игроки тянут жребий, определен заранее таким образом: игроки команды с наибольшим числом представителей должны тянуть первыми. Если две или более команд имеют одно и то же число представителей, очередность определяется в алфавитном порядке. Среди игроков одной и той же команды очередность определяется их фамилиями в алфавитном порядке;

27.10.1.3. Например, первый игрок из первой группы с наибольшим числом игроков должен выбрать один из больших конвертов, содержащий, по крайней мере, достаточное число номеров для его группы, и затем вытянуть один из номеров из этого конверта. Другие игроки этой группы должны также тянуть свои номера из этого же конверта. Оставшиеся номера доступны для использования другими игроками;

27.10.1.4. Затем игроки следующей группы тянут жребий, и процедура продолжается до тех пор, пока все игроки не вытянут свои номера;

27.10.1.5. Следующая таблица Вармы может использоваться при числе игроков от 10 до 24:

9/10 игроков: A:(3, 4, 8); B:(5, 7, 9); C:(1, 6); D:(2, 10);

11/12 игроков: A:(4, 5, 9, 10); B:(1, 2, 7); C:(6, 8, 12); D:(3, 11);

13/14 игроков: A:(4, 5, 6, 11, 12); B:(1, 2, 8, 9); C:(7, 10, 13); D:(3, 14);

15/16 игроков: A:(5, 6, 7, 12, 13, 14); B:(1, 2, 3, 9, 10); C:(8, 11, 15); D:(4, 16);

17/18 игроков: A:(5, 6, 7, 8, 14, 15, 16); B:(1, 2, 3, 10, 11, 12); C:(9, 13, 17); D:(4, 18);

19/20 игроков: A:(6, 7, 8, 9, 15, 16, 17, 18); B:(1, 2, 3, 11, 12, 13, 14); C:(5, 10, 19); D:(4, 20);

21/22 игрока: A:(6, 7, 8, 9, 10, 17, 18, 19, 20); B:(1, 2, 3, 4, 12, 13, 14, 15); C:(11, 16, 21); D:(5, 22);

23/24 игрока: A:(6, 7, 8, 9, 10, 11, 19, 20, 21, 22); B:(1, 2, 3, 4, 13, 14, 15, 16, 17); C:(12, 18,23); D:(5, 24).