Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Статья 16. Описание алгебраической системы

Статья 16. Описание алгебраической системы.

16.1. В данном описании термин "фигура" означает все фигуры, за исключением пешки.

16.2. Каждая фигура обозначается сокращенно: Кр - король, Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь.

16.3. Пешки не указываются первой буквой их названия, но распознаются по отсутствию такой буквы. Например: ходы пешками записываются как e5, d4, a5.

16.4. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются строчными латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.

16.5. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки расставляются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

16.6. Как следует из предыдущих правил, каждый из шестидесяти четырех квадратов (полей) неизменно обозначается единственным сочетанием буквы и цифры.

00000028.png

16.7. Каждый ход фигуры записывается сокращенным названием рассматриваемой фигуры и полем, на которое фигура передвинута. Дефис между названием и полем не ставится. Например: Сe5, Кf3, Лd1.

В случае пешек записывается только поле, на которое она передвинута. Например: e5, d4, a5.

Приемлемой является более длинная форма записи, содержащая и координату начального поля. Например: Сb2e5, Кg1f3, Лa1d1, e7e5, d2d4, a6a5.

16.8. Если фигура совершает взятие, может быть вставлен символ "x" между:

16.8.1. Сокращенным названием рассматриваемой фигуры и

16.8.2 Полем, на которое фигура передвинута.

Например: Сxe5, Кxf3, Лxd1. См. также Статью 16.9.

16.8.3. Если взятие совершает пешка, то сначала должна быть записана вертикаль, которую покидает пешка, затем может быть вставлен символ "x", а затем поле, на которое она перемещается. Например: dxe5, gxf3, axb5. В случае "взятия на проходе" в конце может быть добавлено "e.p.".

16.9. Если две одноименные фигуры могут пойти на одно и то же поле, то ход перемещаемой фигуры записывается следующим образом:

16.9.1. Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали, записывается:

16.9.1.1. Сокращенное название фигуры,

16.9.1.2. Вертикаль, которую фигура покидает, и

16.9.1.3. поле, на которое ставится фигура.

16.9.2. Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали, записывается:

16.9.2.1 Сокращенное название фигуры,

16.9.2.2. Номер покидаемой горизонтали, и

16.9.2.3. Поле, на которое ставится фигура.

16.9.3. Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, предпочтительно использовать способ 1. Например:

16.9.3.1. Два коня стоят на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: в зависимости от обстоятельств записывается или Кgf3, или Кef3.

16.9.3.2. Два коня стоят на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: в зависимости от хода записывается или К5f3, или К1f3.

16.9.3.3. Два коня стоят на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: в зависимости от хода записывается или Кhf3, или Кdf3.

16.9.3.4. Если на поле f3 происходит взятие, можно использовать запись предыдущих примеров, но можно и вставить символ "x": 1) или Кgxf3, или Кdxf3, 2) или К5xf3, или К1xf3, 3) или Кhxf3, или Кdxf3 в зависимости от хода.

16.10. В случае превращения пешки записывается фактический ход пешки, непосредственно за которым указывается сокращенное название новой фигуры. Например: d8Ф, exf8К, b1С, g1Л.

16.11. Предложение ничьей должно быть отмечено символом "=".

16.12. Принятые сокращения:

0-0 - рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),

0-0-0 - рокировка с ладьей a1 или a8 (рокировка на ферзевый фланг),

x - взятие,

+ - шах,

++ или # - мат,

e.p. - взятие "на проходе".

Использование последних четырех сокращений не обязательно.

Пример записи партии:

1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 exd4 4. e5 Кe4 5. Фxd4 d5 6. exd6 e.p. Кxd6 7. Сg5 Кc6 8. Фe3 + Сe7 9. Кbd2 0-0 10. 0-0-0 Лe8 11. Kрb1 (=) или

1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 ed4 4. e5 Кe4 5. Фd4 d5 6. ed6 Кd6 7. Сg5 Кc6 8. Фe3 Сe7 9 Кbd2 0-0 10. 0-0-0 Лe8 11. Kрb1 (=) или

1. e2e4 e7e5 2.Кg1f3 Кg8f6 3. d2d4 e5xd4 4. e4e5 Кf6e4 5. Фd1xd4 d7d5 6. e5xd6 e.p. Кe4xd6 7. Сc1g5 Кb8c6 8. Фd4d3 Сf8e7 9. Кb1d2 0-0 10. 0-0-0 Лf8e8 11. Kрс1b1 (=)