I. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ТУРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мировая тенденция развития туризма демонстрирует постоянный рост индивидуальных туристских посещений. В России также растет количество индивидуальных туристских прибытий, как в сегменте въездного, так и в сегменте внутреннего туризма.
Экспертами и участниками туристского рынка отмечается недостаточная интеграция объектов культурно-исторического наследия Российской Федерации в туристскую отрасль, прежде всего, за счет отсутствия базовых сервисных функций для туристов, которые присущи культурно-историческим объектам за рубежом. Во многих учреждениях культуры полностью отсутствует ориентирующая информация для туристов и посетителей, либо она не отвечает современным потребностям потребителя, ее немного и изготовлена она кустарным способом.
Исследование, проведенное компанией "ИнтелМедиа", показало, что большинство руководителей региональных органов управления туризмом в целом негативно оценивают существующую Систему навигации и ориентирующей информации для туристов.
Единственным регионом, в котором была дана позитивная оценка существующей Системы навигации и ориентирующей информации, стал Санкт-Петербург. Так, представители комитета по туризму города Санкт-Петербурга оценили региональную Систему как адекватную и не нуждающуюся в улучшении.
На рисунке 1 представлены сводные результаты опроса руководителей региональных органов управления туризмом, проведенного специалистами компании "ИнтелМедиа".
Рисунок 1. Оценка Системы навигации и ориентирующей информации для туристов представителями региональных органов управления туризмом РФ
Для увеличения посещаемости объектов туристско-рекреационной инфраструктуры (прежде всего, индивидуальными туристами), для повышения доступности и для максимальной интеграции объектов культурного наследия в туристский оборот была разработана единая общероссийская Система навигации и ориентирующей информации для туристов.
Особо стоит отметить, что одной из задач вышеуказанной системы должна стать массовая популяризация памятных мест и объектов культурно-исторического наследия, связанных со страницами воинской славы истории России. В настоящее время реализуется государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 795. В соответствии с данной программой, предусмотрен ряд мероприятий, которые направлены на формирование патриотического сознания российских граждан, что является одним из факторов единения нации.
Как указано в Проекте Федерального закона "О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации", целью патриотического воспитания является формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, готовности и способности проявить себя в защите Отечества и укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Достижение указанной цели осуществляется через решение отдельных задач, в числе которых утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение статуса и престижа государственной и военной службы.
Таким образом, улучшение систем навигации и ориентирующей информации применительно к историческим памятникам, и, особенно, памятников Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг., является крайне значимой задачей не только в рамках совершенствования туристской инфраструктуры, но и в рамках развития патриотических ценностей у граждан Российской Федерации, посредством привлечения внимания и формирования уважения к историческому прошлому России.
Известно, что Система туристской ориентирующей информации является важнейшей составляющей качественного и безопасного обслуживания туристов. В соответствии с Манильской декларацией по мировому туризму, принятой 17 сентября 1980 года, туристские символы необходимо рассматривать в качестве международного универсального языка туризма.
Исследование, проведенное специалистами компании "ИнтелМедиа", показало: свыше 80% респондентов полагают, что создаваемая в России единая Система навигации и ориентирующей информации для туристов должна опираться на варианты оформления, получившие наибольшее распространение в мировой практике (в частности, предпочтителен выбор бело-коричневой цветовой гаммы).
Таким образом, в рамках разработки Системы навигации и ориентирующей информации для туристов было проведено исследование международного опыта.
При выборе международных примеров применения Систем навигации и ориентирующей информации для туристов акцент был сделан на изучение опыта стран, туристский рынок которых характеризуется высоким уровнем развития. В частности, был проведен анализ опыта таких государств, как Канада, Германия и Новая Зеландия. Также была рассмотрена практика стран СНГ.
При разработке Системы навигации и ориентирующей информации для туристов большое внимание было уделено рекомендациям Всемирной Туристской Организации (далее - ВТО) как авторитетного международного органа. ВТО является учреждением Организации Объединенных Наций (далее ООН) и представляет собой ведущую международную организацию в сфере туризма. ВТО занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. Учитывая возрастающую роль ВТО, предложения данной организации были положены в основу разработки Системы навигации и ориентирующей информации для туристов в России.
Особое внимание было уделено тому, чтобы разрабатываемая Система туристской навигации соответствовала действующим на территории Российской Федерации стандартам размещения знаков и информации в городской среде, на автострадах, сухопутных и водных магистралях (ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ. Общие технические требования").
При разработке общероссийской Системы навигации и туристской информации были также использованы наработки Федерального Агентства по Туризму, которое в 2012 году разработало перечень макетов знаков туристской ориентирующей информации. В перечень вошли макеты знаков, рекомендованных для установки на трассах, в городе (населенном пункте), в помещениях, на территории средств размещения и других объектах туристской индустрии, а также макеты знаков для установки на природных территориях. Результаты исследования, полученные Федеральным Агентством по Туризму, были систематизированы, структурированы, а на их основе был сформирован перечень основных дорожных и недорожных знаков, которые помогут туристам, желающим посетить культурно-познавательные объекты.
Особенностью предложенной Системы является то, что она интегрирована со средствами электронных коммуникаций и использует последние достижения передовых технологий.
Следует также отметить, что при разработке Системы были учтены правовые аспекты ее функционирования в регионах Российской Федерации.
При разработке общероссийской Системы навигации и ориентирующей информации принималась во внимание необходимость соответствия следующим базовым требованиям:
- Информативность - обеспечение простой, доступной и быстрой навигации туристов;
- Наглядность - обеспечение быстрого распознавания информации вне зависимости от страны происхождения туриста, от сезонно-климатических условий, от области применения;
- Единообразие визуальных элементов Системы вне зависимости от типа носителя информации (знаки, указатели, навигационные таблички, постеры и другие), а также на всем пространстве Российской Федерации;
- Эстетика - способность визуальных элементов Системы органично вписываться в ландшафт местности и объектов, где они будут применяться, включая городские ландшафты с исторически ценной застройкой, объекты транспортной инфраструктуры и природные ландшафты;
- Толерантность - соответствие визуальных элементов Системы восприятию представителей различных национальностей, религиозных конфессий, а также лицами с ограниченными возможностями;
- Технологичность - применяемые визуальные элементы Системы должны быть просты в изготовлении, монтаже и демонтаже, обслуживании.
В результате, базовые графические элементы, используемые в разработанной Системе, обеспечивают: простую, доступную и быструю навигацию для туристов; высокий уровень читабельности блоков текстовой информации; быстрое распознавание графических элементов и текстовой информации вне зависимости от гражданства туриста; высокий уровень запоминаемости; производственную технологичность.
Для обеспечения единообразия графической Системы, в пиктограммах используются объединяющие сквозные модульные элементы. Интерпретации и стилизация отвечает высоким эстетическим требованиям системы общегосударственного уровня. Используемые цвет, графика, их универсальность и узнаваемость позволяют стандартизировать процесс установки знаков и указателей на всей территории Российской Федерации, независимо от ландшафтных и климатических особенностей. Применяемые визуальные элементы системы разработаны с учетом возможных отличий в восприятии представителями различных национальностей и религиозных конфессий (в том числе использование многоуровневого обозначения религиозных объектов). Также учтены мировые тенденции социальных движений по защите экологии, природы и животных.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей