II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ТУРИСТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правоотношения в сфере размещения средств навигации и ориентирующей информации для туристов относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: указанная норма содержится в подпункте 30.1 пункта 2 статьи 26.3, а не в подпункте 30 пункта 2 статьи 26.3.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создание благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Кроме того, субъекты Российской Федерации регулируют своими нормативными правовыми актами отношения в сфере размещения в населенных пунктах рекламы, а также информационных носителей нерекламного характера.

Например, в Москве соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП. В Санкт-Петербурге вопросы согласования установки объектов для размещения информации урегулированы постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002. Следует отметить, что Правила, действующие в Москве, выделяют такой вид информационных конструкций, как указатели и дают им определение.

Вместе с тем, размещение средств навигации не всегда возможно эффективно осуществлять в соответствии с имеющимися нормативными правовыми актами. В частности, согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 лицо, заинтересованное в установке объекта для размещения информации, обязано согласовать его установку с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, представив, в том числе документы, подтверждающие согласие собственника земельного участка (здания, строения, сооружения) на котором размещается объект, а также эскизный проект объекта.

Такие особенности правового регулирования обусловлены тем, что информационные носители, как правило, устанавливаются частными лицами и не являются типовыми. Средства навигации имеют типовой характер, в связи с чем отсутствует необходимость согласования их дизайна применительно к каждому случаю установки. Кроме того, размещение средств навигации должно организовываться уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации в соответствии с предлагаемой статьей 13 Федерального закона N 132-ФЗ, должны разграничивать случаи размещения средств навигации и иных информационных носителей.

Указанными нормативными правовыми актами должны определяться:

а) исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, организующий размещение средств навигации (представляется целесообразным определить в качестве такового орган, на который возложено осуществление государственной политики субъекта Российской Федерации в сфере культуры и (или) туризма);

б) порядок принятия решения о размещении средства навигации в определенном месте;

в) основания для демонтажа средств навигации.

Предлагается следующий алгоритм принятия решения о размещении средств навигации за счет средств бюджета.

1. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводит анализ развития туристской инфраструктуры и мониторинг предложений об установке средств навигации.

2. Уполномоченный орган с периодичностью раз в квартал (либо раз в полугодие) по итогам проведения мероприятий, указанных в пункте 1, формирует адресную программу размещения средств навигации.

3. Адресная программа проходит необходимые согласования: в части, предусматривающей размещение средств навигации в границах полос отвода автомобильных дорог - с владельцами дорог, при размещении на фасадах индивидуальных домов и земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества - с собственниками перечисленных объектов.

4. Уполномоченный орган размещает заказ на изготовление и монтаж средств навигации.

Вместе с тем в нормативных правовых актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации, следует предусмотреть возможность размещения средств навигации частными лицами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) за счет собственных средств на принадлежащих им земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, либо по согласованию с собственниками таких объектов.

Для случаев установки средств навигации частными лицами следует предусмотреть механизм, предусматривающий получение частным лицом разрешения на установку средства навигации на основании следующих материалов:

- заявления о выдаче разрешения на установку средств навигации с указанием адреса их установки, количества и наименований средств навигации;

- фотографий места установки средства навигации;

- компьютерного монтажа средств навигации на месте, планируемом в установке;

- письменного согласия собственника земельного участка, объекта капитального строительства, на котором предполагается осуществить установку (за исключением случаев установки средств навигации самими собственниками соответствующих объектов).

В качестве оснований для демонтажа средств навигации предлагается установить следующие обстоятельства:

- нецелесообразность дальнейшего размещения определенного средства навигации в данном месте с учетом изменений в структуре туристских ресурсов;

- прекращение действия согласия собственника земельного участка или объекта капитального строительства, на которых размещено средство навигации (в случаях, когда такое согласие является обязательным).