протоколом заседания проектного комитета
от 31 марта 2017 г. N 19(3)
Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <1>, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить приемлемый уровень безопасности охраняемых законом ценностей посредством системы государственного контроля (надзора).
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 294-ФЗ принят 26.12.2008, а не 26.12.2009.
<1> Федеральный закон от 26 декабря 2009 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принятое в его исполнение постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" используют понятия "юридическое лицо" и "индивидуальный предприниматель". В то же общие подходы, изложенные в Базовой модели, могут быть распространены и на осуществление государственного контроля (надзора) в отношении иных подконтрольных субъектов (в первую очередь - граждан). В связи с изложенным понятия "юридическое лицо" и "индивидуальный предприниматель" используются в Базовой модели как синонимичные понятию "подконтрольный субъект".
Мировая практика свидетельствует об активном использовании системы управления рисками в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти, то есть повышением уровня безопасности охраняемых законом ценностей.
Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизит нагрузку на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок на добросовестных участников рынка, деятельность которых не несет значимой угрозы охраняемым законом ценностям. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня защиты охраняемых законом ценностей в сфере государственного управления.
Внедрение риск-ориентированного подхода (системы управления рисками) основывается на следующих принципах:
открытость и прозрачность критериев риска и категорий риска, а также результатов распределения по ним подконтрольных субъектов, что не исключает отнесения в отдельных сферах общественных отношений указанной информации к охраняемой законом тайне, если это необходимо для достижения публично значимых целей;
нацеленность категорий и критериев риска, мер по оценке и управлению риском на задачи минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям как при установлении категорий и критериев риска, так и в процессе их применения, что, в частности, означает преимущественную их ориентацию на деятельность хозяйствующих субъектов, работающих в представляющих опасность для охраняемых законом ценностей сферах государственного регулирования, нарушающих требования законодательства;
построение системы управления рисками, принятие мер по оценке и анализу риска на основании объективных и достоверных данных;
периодическая переоценка рисков, основанная на изменении источников и факторов риска для охраняемых законом ценностей;
соответствие уровня зрелости ведомственных систем управления риском уровню развития управленческих и информационных процессов в ведомстве, так как зрелая система управления рисками невозможна без соответствующего уровня зрелости информационных решений по сбору, обобщению и анализу данных, а также внутриведомственных управленческих процессов.
Базовая модель определения критериев и категорий риска причинения вреда - представляет собой методологический инструментарий внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов, разработанный в целях упорядочивания механизма определения охраняемых законом ценностей, формализации параметров, характеризующих масштаб нанесенного им вреда, с одновременным формированием механизма сбора достоверной информации о случаях причинения вреда и характеристиках подконтрольных субъектов (объектов), а также правил определения критериев риска и распределения подконтрольных субъектов (объектов) по различным категориям риска в целях последующей дифференциации в их отношении контрольно-надзорных мероприятий (далее - Базовая модель).
Составной частью Базовой модели являются Требования к обоснованию предлагаемых федеральными органами исполнительной власти - участниками приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" категорий риска (классов опасности) и критериев риска в отношении осуществляемых ими видов государственного контроля (надзора) (приложение N 1), а также форма, содержащая примерную структуру и примеры критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (приложение N 2) и форма, содержащая варианты возможной периодичности проведения плановых проверок при отнесении деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (приложение 3).
- 1. Определение охраняемых законом ценностей
- 2. События, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям (случаи причинения вреда)
- 3. Источники, факторы и профили риска причинения вреда
- 4. Общие требования к критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска
- 5. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска, учитывающие тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований
- 6. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска, учитывающие оценку вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований
- 7. Распределение подконтрольных субъектов по категориям риска и определение периодичности в их отношении контрольно-надзорных мероприятий
- 8. Требования к апробации применяемых методик
- 9. Требования к соответствию первому уровню зрелости Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей