3. Источники, факторы и профили риска причинения вреда

На третьем этапе необходимо определить условия, обстоятельства и причины, которые приводят к наступлению событий, следствием которых может стать причинение вреда.

Во-первых, рекомендуется определить источники риска. Определение источников риска не является строго обязательным шагом, однако на практике может существенно облегчить последующую идентификацию факторов риска, а также учесть все многообразие потенциальных факторов риска.

Источники риска - это различные присущие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям характеристики, характеристики их деятельности, используемых ими производственных объектов, а также результатов их деятельности, которые самостоятельно или в комбинации с другими обстоятельствами, в том числе внешними, могут являться причинами или предпосылками осуществления событий, следствием которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.

Так, например, для ситуации дорожной аварии, источниками риска могут являться техническое состояние автомобиля, состояние дорожного покрытия, природные условия, квалификация и состояние водителя, время суток, соблюдение скоростного режима и т.д. Для ситуации возникновения пожара, источниками риска могут являться технические характеристики зданий, квалификация персонала, ответственного за пожарную безопасность, природные условия и т.д.

Во-вторых, необходимо идентифицировать максимальное число значимых факторов риска, т.е. конкретизировать условия, при которых ранее определенные источники риска могут стать причиной нанесения вреда.

Факторы риска - это возникновение или изменение условий для реализации событий, следствием наступления которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.

Так, например, для ситуации дорожной аварии, факторами риска могут являться плохое техническое состояние автомобиля, наличие повреждений дорожного покрытия, плохие природные условия (сильный туман, проливной дождь), водительский стаж менее полугода, состояние алкогольного опьянения водителя, ночное время суток, превышение скоростного режима более чем на 50 км/ч и т.д.

При этом факторы риска могут быть как бинарными (исправное/неисправное транспортное средство), так и многофакторными (неисправность тормозной системы, сбой микроэлектроники, испорченные шины, превышение скорости на 5, 10, 20, 50 км/ч и т.п.), что определяется возможностью дифференциации подобных состояний и значимости их на уровень возникающего риска.

В-третьих, зачастую событие, следствием которого может стать причинение вреда, может быть обусловлено не одним, а несколькими факторами. Поэтому используется такое понятие как "профиль риска".

Профили риска - это комбинация условий для реализации событий, следствием наступления которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.

Так, например, для ситуации дорожной аварии, неким "идеальным" профилем риска является выезд неисправного автомобиля, лишенного современных средств пассивной безопасности (ремни безопасности, подушки безопасности и т.п.), на поврежденное дорожное покрытие, в сильный туман, сопровождающейся проливным дождем, водителя, имеющего водительский стаж менее полугода, в состоянии алкогольного опьянения водителя, в ночное время суток, с превышением скоростного режима более чем на 50 км/ч. Профиль риска может состоять из любой комбинации факторов риска, например, профилем риска могут являться следующие условия: водитель, имеющий водительский стаж менее полугода, который едет с превышением скоростного режима на 50 км/ч. Теоретически, число потенциальных профилей риска может определяться числом всех возможных сочетаний факторов риска. В отсутствие достаточной степени информатизации, подобный объем информации может быть избыточным, поэтому при идентификации того или иного числа профилей риска следует руководствоваться принципом разумности.

На практике можно использовать только понятие "фактор риска" или только понятие "профиль риска", а также использовать оба понятия сразу, главное, чтобы они максимально полно описывали совокупность причин и условий возникновения риска, а также имели эмпирическую верификацию на основе анализа статистики случаев причинения вреда.

Поэтому степень детализации источников, факторов и профилей риска должна определяться практической целесообразностью и ориентироваться на возможность формального описания источников и факторов риска в терминах критериев, указывающих на потенциальный уровень риска. Для этого необходимо на следующей стадии учесть значимость факторов и профилей риска, относительно представляемого ими уровня риска.