2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Сформирована новая система контрольно-надзорной деятельности, основанная на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов, позволяющая, в том числе:

- перейти к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году <1>;

- увеличить долю подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

1. Доля видов контроля (надзора), по которым:

- сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов,

- установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов,

- объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности),

- внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии,

- перечни объектов, их категории риска

(классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публичны (1-й уровень Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками, далее - уровень зрелости)

основной

н/д <2>

100%

100%

100%

100%

100%

2. Доля видов контроля (надзора), по которым сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда, определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели"

(2-й уровень зрелости)

основной

0%

10%

75%

100%

100%

100%

3. Доля видов контроля (надзора), по которым на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов больших данных (Big Data)

(3-й уровень зрелости)

основной

0%

0%

10%

75%

100%

100%

4. Доля видов контроля (надзора), по которым внедрены межведомственные карты рисков, проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками

(4-й уровень зрелости)

основной

0%

0%

5%

10%

75%

100%

5. Доля подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок

основной

н/д

10%

20%

35%

40%

50%

6. Доля ущерба, причиненного на объектах или субъектами контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска (по контролируемым видам риска) <3>

аналитический

н/д

70%

80%

85%

87%

90%

7. Доля плановых проверок, проведенных на объектах контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска

аналитический

0%

85%

90%

95%

99%

99%

8. Доля плановых проверок, проведенных с использованием риск-ориентированного подхода (на основании планов проверок)

основной

0%

10%

90%

100%

100%

100%

9. Доля контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на основании риск-ориентированного подхода (показатель ФНС России и ФТС России выделен как по самым массовым мероприятиям)

аналитический

0%

10%

50%

75%

90%

100%

Этап I (2017 год):

Минэкономразвития России

- Утверждена Базовая модель определения категории риска (класса опасности), основанная, в том числе, на реалистичной оценке вероятности причинения вреда, тяжести последствий, анализе фактического распределения ущерба.

- Утвержден Стандарт зрелости ведомственных систем управления рисками.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

- Сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, реестры подконтрольных объектов поддерживаются в актуальном состоянии.

- Установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов, соответствующие Базовой модели определения категории риска (класса опасности) (приняты постановления Правительства Российской Федерации).

- Подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности) с использованием ведомственных информационных систем.

- Обеспечена доступность и понятность информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения к ним.

- Планы проверок на 2018 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода.

- По 10% видов контроля (надзора) <4> сформирована система сбора объективных данных, позволяющая учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели".

Этап II (2018 год):

Минэкономразвития России

- Проведен аудит результатов реализации проекта за 2017 год.

- Доработан Стандарт зрелости ведомственных систем управления рисками.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

- Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая автоматически собирать данные об индикаторах риска и показателях, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены показатели для внедрения "динамической модели".

- Внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности).

- Утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок).

- По 10% видов контроля (надзора) внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР.

Этап III (2019 - 2025 годы):

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

- Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме, внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска, внедрена "динамическая модель" управления рисками

- Внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР.

- Внедрены межведомственные карты рисков и проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

- В отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами, последовательно внедряется 1-й, 2-й, 3-й и 4-й уровень зрелости ведомственных систем управления рисками <5>.

- Работает система "умного" государственного регулирования <6>

Описание модели функционирования результатов проекта

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.

Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти.

Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых мероприятий. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход является первостепенным шагом.

Развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками, включающим в себя 4 уровня зрелости.

Достижение 1-го уровня зрелости означает, что:

- сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов,

- установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов,

- объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности),

- внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии,

- перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публично доступны.

Достижение 2-го уровня означает, что:

- сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда,

- определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели";

- внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска.

Достижение 3-го уровня зрелости означает, что:

- на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов "больших данных" (Big Data).

Достижение 4-го уровня зрелости означает, что:

- внедрены межведомственные карты рисков,

- проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

Создание исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать единую базовую систему информации, связанную с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др. Данная система станет связывающей основой для внедрения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.

На следующем этапе должно быть осуществлено полное распределение объектов контроля по категориям риска (классам опасности) при осуществлении плановых проверок, а также полная идентификация рисков при осуществлении внеплановых проверок. Данная работа должна проводиться с учетом имеющихся стандартов и рекомендаций ОЭСР. Это необходимо для создания комплексной системы учета и мониторинга случаев причинения вреда, определения критериев распределения объектов по категориям риска, профилей риска и использования динамической модели управления рисками.

Распределение объектов контроля по категориям рисков будет также использовано в "Личном кабинете" подконтрольного субъекта и войдет в единую информационную систему контрольно-надзорной деятельности.

В результате внедрения риск-ориентированного подхода проведение всех контрольно-надзорных мероприятий будет осуществляться на основе применении риск-ориентированного подхода (на основании плана проверок), уже начиная с 2018 года.

Начиная с 2019 - 2020 годов, Стандарт зрелости начинает постепенно внедряться в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами.

По итогам реализации проекта в целом заработает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода:

- формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования,

- осуществлять выбор форм государственного регулирования,

- вносить изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, с целью их изменения или отмены,

- принимать управленческие решения с учетом лучших международных практик (в том числе подходов "evidence-based policy").

--------------------------------

<1> Риск-ориентированный подход внедряется в отношении видов контроля (надзора) согласно утвержденному Проектным комитетом перечню. Показатели доли видов контроля (надзора) рассчитываются от количества видов контроля (надзора) в соответствии с указанным перечнем (показатель, выраженный в процентном отношении от количества видов контроля (надзора), округляется до целого числа согласно правилам округления).

<2> Оценка соответствия требованиям разрабатываемого Минэкономразвития России Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками для пилотных ФОИВов (МЧС России, Роспотребнадзор, ФМБА, Роскомнадзор) не проводилась.

<3> В целях проверки корректности распределения подконтрольных объектов по категориям риска (классам опасности).

<4> Здесь и далее виды контроля (надзора), осуществляемые федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта.

<5> Здесь и далее все контрольно-надзорные органы включают как федеральные органы исполнительной власти - участники проекта, так и иные органы, наделенные полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора).

<6> Требования к системе описаны в модели функционирования результатов проектов.