Решение Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N АКПИ17-333 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании недействующим Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятого и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст,
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
ООО "Жилсервис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), ссылаясь на то, что он издан в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и требований Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был официально опубликован. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает право административного истца на применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 названного Кодекса.
ООО "Жилсервис" извещено о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Министерство экономического развития Российской Федерации извещено о времени и месте судебного заседания, представило в суд письменные возражения.
Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии К.Ю., Министерства юстиции Российской Федерации К.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что ОКВЭД2 не является нормативным правовым актом, его принятие не нарушает права и законные интересы административного истца, не создает необоснованных препятствий в осуществлении им предпринимательской деятельности. Кроме того, административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений органов государственной власти.
Выслушав объяснения представителей Росстандарта К.Ю., Минюста России К.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Устанавливая правовые основы стандартизации в Российской Федерации, Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" в статье 14 определяет виды документов по стандартизации, относя к ним, в том числе общероссийские классификаторы.
Общероссийский классификатор - это документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 7 статьи 2).
Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677, предусматривает, что разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 2).
Росстандарт как федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, осуществляет организационно-методическое обеспечение принятия и введения в действие общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений (пункт 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294).
ОКВЭД2 построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev.2) путем сохранения в ОКВЭД2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий.
Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений (пункт 6 Положения о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области).
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).
Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" носит организационно-технический характер и не подлежал направлению на государственную регистрацию в Минюст России, что подтверждается письмом Минюста России от 17 декабря 2014 г. N 01/117601-ЮЛ.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
ОКВЭД2 не является нормативным правовым актом, опубликован в отдельном официальном печатном издании (М.: Стандартинформ, 2014), размещен на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет".
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются, в частности удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (подпункт 5 пункта 1 статьи 427).
Стандартизация основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации. Организация, осуществляющая тот или иной вид экономической деятельности, самостоятельно определяет вид экономической деятельности. ОКВЭД2 льготу при уплате страховых взносов и условия ее получения не устанавливает.
Следовательно, доводы административного истца о несоответствии классификации отдельных видов экономической деятельности ОКВЭД2 нормам Налогового кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и рассматриваться как нарушение прав ООО "Жилсервис", поскольку не лишают административного истца права обратиться в суд с соответствующим заявлением об оспаривании отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление в суд об оспаривании решения органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 219 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании недействующим Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятого и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей