Документ не применяется. Подробнее см. Справку

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Переориентация контрольно-надзорной деятельности государства исключительно с задач выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на участие в поддержке и развитии бизнеса, сервисную модель взаимодействия, предупреждение нарушений обязательных требований, предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности подконтрольных субъектов, предполагающее в том числе:

- опубликование по всем видам контроля (надзора) на регулярной основе результатов обобщения правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований начиная с 2017 года <1>;

- проведение публичных мероприятий по разъяснению содержания обязательных требований, с размещением их результатов в сети "Интернет" (начиная с 2017 года не реже 1 раза в квартал);

- полное внедрение Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований (1-й уровень - к концу 2019 года, 2-й уровень - к концу 2020 года);

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя

Базовое значение <*>

Период, год

2017

2018

2019

2020

1. Доля видов контроля (надзора), по которым проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети Интернет и механизмом "обратной связи"

основной

0%

90%

100%

100%

100%

2. Доля видов контроля (надзора), по которым опубликован годовой доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

второго уровня

0%

100%

100%

100%

100%

3. Доля видов контроля (надзора), по которым опубликован годовой доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий

второго уровня

0%

100%

100%

100%

100%

4. Доля видов контроля (надзора), по которым внедрен 1-й уровень Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований

основной

0%

15%

75%

100%

100%

5. Доля видов контроля (надзора), по которым внедрен 2-й уровень Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований

аналитический

0%

0%

25%

75%

100%

Результаты проекта

Этап I (2017 год):

Минэкономразвития России

- разработан и утвержден с учетом обобщения практики Стандарт комплексной профилактики <2> нарушений обязательных требований для федеральных и региональных органов исполнительной власти, реализующих контрольно-надзорные функции (далее также - Стандарт комплексной профилактики), включая стандарт консультационной работы с электронными обращениями бизнеса, стандарт организации досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов, предусматривающий, в том числе, возможность осуществлять указанное обжалование в электронном виде с использованием функциональности "личного кабинета" поднадзорного субъекта в сети "Интернет".

Контрольно-надзорными органами - участниками проекта

- в отношении 15% видов контроля (надзора) обеспечено внедрение 1-го уровня Стандарта комплексной профилактики, в том числе внедрен механизм обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, самостоятельного определения ими перечней предъявляемых к ним обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет", проверочных листов, содержащих обязательные требования.

- Опубликованы для всех видов контроля (надзора) (размещены на официальном сайте в сети "Интернет") годовые доклады по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению ("как делать нельзя").

- Опубликованы для всех видов контроля (надзора) (размещены на официальном сайте в сети "Интернет") годовые доклады с руководством по соблюдению обязательных требований, дающие разъяснения, какое поведение является правомерным, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий ("как делать нужно (можно)").

- Проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

Этап II (2018 год):

Контрольно-надзорными органами - участниками проекта

- проведена оценка эффективности и востребованности профилактических мероприятий для подконтрольных субъектов, профилактические мероприятия дифференцированы по категориям и типам подконтрольных субъектов, внедрены инструменты самопроверки (по 75% видам контроля (надзора) внедрен 1-й уровень Стандарта комплексной профилактики)

Этап III (2019 - 2020 годы):

- внедрены в полном объеме механизмы обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет";

- внедрены в полном объеме механизмы самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и (или) опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет";

- внедрен в полном объеме по всем видам контроля (надзора) Стандарт комплексной профилактики.

Описание модели функционирования результатов проекта

Комплексное реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности невозможно без изменения систем мотивации контрольно-надзорных органов, работу которых необходимо оценивать не по числу найденных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню безопасности общественных отношений, их защищенности в контролируемой сфере деятельности. В связи с этим одной из задач является реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными субъектами предъявляемых требований, а не только на наказание за нарушение таких требований.

В рамках проекта предусматривается формирование системы профилактики контрольно-надзорных органов, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, что позволит снизить издержки как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов на проведение в более сложных процессуальных формах проверок поступающей информации о нарушении обязательных требований.

Реализация профилактических мероприятий станет важной предпосылкой для актуализации обязательных требований и применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Одним из инструментов профилактической деятельности контрольно-надзорных органов станет обобщение практики контрольно-надзорной деятельности в целях выявления проблем правоприменения. В ходе обобщения правоприменительной практики будет сформирован перечень наиболее частых нарушений со стороны субъектов контроля.

Посредством утверждения Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований будет осуществлена организация профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований по наиболее частым нарушениям со стороны субъектов контроля по отдельным видам деятельности.

Организация профилактических мероприятий в органах контроля (надзора) будет построена на основании Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, включающего в себя 2 уровня подобной профилактики.

Достижение 1-го уровня Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований предполагает:

- оценку эффективности и востребованности профилактических мероприятий;

- элементы дифференциации инструментов профилактики;

- организацию консультационной работы с электронными обращениями;

- организацию досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов, в том числе в электронном виде с использованием "личного кабинета" подконтрольного субъекта в сети "Интернет";

- внедрение механизмов самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов),

в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет", проверочных листов, содержащих обязательные требования.

Достижение 2-го уровня Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований дополнительно предполагает:

- изменение на постоянной основе нормативного регулирования и управленческой практики по результатам профилактических мероприятий;

- комплексную информатизацию профилактических мероприятий;

- сопоставление с лучшими практиками, в том числе зарубежными;

- создание полноценной системы обучения подконтрольных лиц, в том числе с использованием "on-line" курсов и иных подобных инструментов.

В целях профилактики возможных нарушений в соответствующей сфере будет организовано проведение обучающих мероприятий (включая самообучение) для подконтрольных субъектов, в том числе с использованием информационных технологий в сети Интернет через "Личный кабинет" поднадзорного субъекта, самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований ("Электронное самодекларирование").

По итогам проведения профилактических мероприятий будут сформированы перечни частых нарушений и, начиная с 2017 года, обеспечено размещение разъяснений по ним на сайте контрольно-надзорного органа. Предусмотрено внедрение контрольно-надзорными органами механизма оценки бизнесом качества реализации программ профилактики органами контроля в целях их оперативного реагирования на проблемные точки в соответствующих отраслях и оценки результатов внедрения контрольно-надзорными органами механизма профилактики нарушений субъектами предпринимательской деятельности посредством "обратной связи" от бизнеса при внедрении комплексной профилактики нарушений при помощи "Личного кабинета" проверяемого субъекта в сети Интернет.

Система профилактики позволяет хозяйствующим субъектам, не являющимся злостными нарушителями требований законодательства, осознанно выбирать модель правомерного поведения, получать информацию об актуальных обязательных требованиях, их интерпретации со стороны контрольно-надзорных органов, планируемых и принимаемых изменениях обязательных требований.

Происходит изменение образа контрольно-надзорного органа. Перед ним стоят задачи не только реагировать по факту совершения правонарушения, привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности, но и активно способствовать правомерному поведению в подконтрольной сфере, предупреждать и предотвращать нарушения обязательных требований, причинение вреда охраняемым ценностям.

--------------------------------

<1> Показатели доли видов контроля (надзора) рассчитываются от количества видов контроля (надзора) в соответствии с утвержденным Проектным комитетом перечнем (показатель, выраженный в процентном отношении от количества видов государственного контроля (надзора), округляется до целого числа согласно правилам округления).

<2> Описание Стандарта представлено в разделе описание модели функционирования.

<*> Базовое значение показателя на отчетную дату.