Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 N 683).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:

исследовательскую и практическую деятельность, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и помощи гражданам в общественных, научно-исследовательских, консалтинговых организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, спорта, а также в сфере частной практики - предоставление психологической помощи или психологических услуг физическим и юридическим лицам.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы и процессы охраны, профилактики и восстановления здоровья;

психологические факторы дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний;

формирование поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья;

психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам коррекции, развития и адаптации личности;

психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;

психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), медико-педагогической, судебно-психологической и военной экспертизы.

4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

научно-исследовательская;

психодиагностическая;

консультативная и психотерапевтическая;

экспертная;

педагогическая;

психолого-просветительская;

организационно-управленческая;

проектно-инновационная.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях";

специализация N 2 "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение";

специализация N 3 "Патопсихологическая диагностика и психотерапия";

специализация N 4 "Клинико-психологическая помощь ребенку и семье";

специализация N 5 "Психология здоровья и спорта";

специализация N 6 "Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

научно-исследовательская деятельность:

теоретический анализ проблем, связанных с дезадаптацией человека и расстройствами психики при различных заболеваниях;

обзор и анализ психологической литературы по методологическим вопросам психодиагностической, консультативной, коррекционной и психотерапевтической деятельности;

формулирование конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований;

выбор методов, планирование научного исследования, оценка его соответствия этико-деонтологическим нормам;

разработка новых и адаптация существующих методов психологических исследований (в том числе с использованием новых информационных технологий);

самостоятельное проведение, письменное, устное и виртуальное представление материалов собственных исследований;

выбор и применение номотетических и идеографических методов обработки и анализа психологических данных, подготовка заключений и рекомендаций;

проведение научной экспертной оценки актуальных и потенциальных исследовательских проектов;

организация научных и профессиональных собраний и конференций и участие в их работе;

психодиагностическая деятельность:

эффективное взаимодействие с пациентом (или клиентом), медицинским персоналом и заказчиком услуг с учетом клинико-психологических, социально-психологических и этико-деонтологических аспектов взаимодействия;

выявление и анализ информации о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического (биографического) метода и других клинико-психологических методов;

определение целей, задач и методов психодиагностического исследования с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования;

составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций;

обеспечение пациента (клиента), медицинского персонала и других заказчиков услуг информацией о результатах диагностики с учетом деонтологических норм, потребностей и индивидуальных особенностей пользователя психологического заключения;

консультативная и психотерапевтическая деятельность:

определение целей, задач и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;

проведение психологического вмешательства с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;

оценка эффективности психологического вмешательства;

консультирование медицинского персонала, работников социальных служб, педагогов, руководителей по вопросам взаимодействия с людьми для создания "терапевтической среды" и оптимального психологического климата;

психологическое консультирование населения с целью выявления индивидуально-психологических и социально-психологических факторов риска дезадаптации, первичной и вторичной профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств;

экспертная деятельность:

постановка целей и задач психологического исследования в рамках различных видов экспертизы;

выбор методов психологического исследования, в соответствии с задачам конкретного вида экспертизы;

проведение психологического исследования в рамках судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы;

составление экспертного психологического заключения;

обеспечение заказчика информацией о результатах экспертного психологического исследования;

педагогическая деятельность:

разработка стратегии, плана и содержания обучения, выбор и использование современных обучающих технологий при организации процесса обучения;

организация самостоятельной работы и консультирование участников образовательных отношений;

оценка и совершенствование программ обучения и развития;

психолого-просветительская деятельность:

распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;

подготовка и презентация программ для общественных и государственных организаций, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья; программ раннего психологического сопровождения групп риска;

организационно-управленческая деятельность:

создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессионально-этических стандартов для организаций и частных лиц, работающих в области психологических услуг;

руководство стажерами и соискателями в процессе их практической и научно-практической деятельности в области клинической психологии;

проектно-инновационная деятельность:

выбор и применение клинико-психологических технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в различных областях профессиональной практики;

психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества жизни, психологического благополучия и здоровья людей;

в соответствии со специализациями:

специализация N 1 "Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях":

применение организационных, правовых и этических принципов работы психолога в консультировании;

владение фундаментальными теоретико-методологическими концепциями развития личности, психопатологии и психологического консультирования;

владение общими и специфическими целями и методами основных направлений классических и современных теорий психологического консультирования;

применение знаний о психологических закономерностях и механизмах психологического воздействия, общих и специальных факторах эффективности психотерапевтического процесса;

использование знаний об истории развития, теоретико-методологических основах и психологических категориях психологии экстремальных и кризисных ситуаций;

постановка практических и исследовательских задач, составление программ консультативной работы на основе психодинамического, гуманистического, когнитивно-бихевиорального, системно-семейного и других подходов;

применение методов клинико-психологической оценки психопатологических симптомов, защитных механизмов и копинговых стратегий личности с целью выбора конкретных программ психологического воздействия;

использование методов психологического консультирования в работе с индивидами, группами, учреждениями, с представителями социальных и религиозных субкультур;

применение знаний о теоретических моделях и методах, разработанных в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций для решения научных и практических задач;

планирование деятельности и самостоятельной работы при оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях;

применение способов совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания консультанта и специалиста экстремального профиля;

проведение индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования и психологической коррекции отсроченных реакций на травматический стресс;

специализация N 2 "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение":

владение историей и современным состоянием проблемы локализации психических функций в мозге;

понимание закономерностей развития структурно-функциональной организации мозга на разных этапах онтогенеза;

владение основами нейропсихологического синдромного анализа нарушений высших психических функций;

владение теоретическими основами нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями головного мозга и коррекционно-развивающего обучения детей;

постановка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования с целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих структуру нарушения высших психических функций;

применение на практике методов нейропсихологической диагностики с целью определения синдрома и локализации поражения мозга у взрослых и детей;

диагностическое обследование ребенка с целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих трудности обучения ребенка в школе в связи с особенностями функционирования мозга (ПСК-2.7);

разработка тактики и стратегии последующей реабилитационной работы с больными (и их родственниками) на основе анализа структуры дефекта;

разработка и осуществлению реабилитационных и коррекционно-развивающих программ;

междисциплинарное сотрудничество со специалистами в области медицины, образования и нейронаук;

специализация N 3 "Патопсихологическая диагностика и психотерапия":

владение теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях;

владение современными подходами к диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики психопатологических расстройств;

владение теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии;

владение теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики;

самостоятельная постановка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;

применение на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии;

самостоятельное проведение психологических экспертиз и составление заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативными правовыми актами;

применение на практике диагностических методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больного;

применение методик индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач;

разработка и реализация личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации;

применение современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей;

взаимодействие со специалистами в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения;

специализация N 4 "Клинико-психологическая помощь ребенку и семье":

владение современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте;

владение методологией синдромного анализа структуры аномалии развития с целью определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;

использование в профессиональной деятельности знаний об основных клинических и психологических классификациях видов и параметров дизонтогенеза;

понимание роли возрастных факторов, влияющих на генезис и структуру нарушений психики и поведения в детском и юношеском возрасте;

самостоятельная формулировка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования детей и семей с целью определения типа дизонтогенеза, факторов риска аномалий психического развития;

применение на практике диагностических методов и процедур оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре формирующейся психики ребенка;

применение основных стратегий психопрофилактики, реабилитации, психотерапии и психологической коррекции аномалий психического развития у детей, подростков и юношей;

разработка и реализация программ работы с детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий развития с учетом клинико-психологической оценки их структуры;

применение современных процедур и технологий консультирования родителей по вопросам эмоциональных и поведенческих отклонений у детей и подростков с целью их коррекции;

осуществление диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей ребенка, имеющего отклонения в здоровье;

взаимодействие с работниками лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье;

специализация N 5 "Психология здоровья и спорта":

владение современными концепциями психического и психосоматического здоровья с учетом факторов сохранения и укрепления здоровья личности, семьи, организации, общества;

использование в профессиональной деятельности знаний об основных видах расстройств психического, психосоматического здоровья и нарушений здорового образа жизни, возникающих и усиливающихся вследствие действия негативных биопсихосоциальных факторов;

использование в профессиональной деятельности знаний о психологических закономерностях, факторах и условиях нормального и аномального психического, психосоматического развития и функционирования в контексте различных этносоциокультурных ситуаций;

применение основных стратегий психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в области психологии здоровья и психосоматики;

понимание психологических особенностей и эмоциональных проблем в спортивной деятельности;

использование механизмов и методов психологического воздействия на спортсменов и тренеров в процессе индивидуальной и групповой работы, направленной на достижение высоких спортивных результатов;

самостоятельная постановка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования индивида, семьи, группы людей с целью выделения факторов и когорт риска нарушений психического и психосоматического здоровья;

применение на практике методов психологической диагностики состояния психического и психосоматического здоровья индивидов и групп людей для осуществления задач психопрофилактики, психокоррекции и психотерапии;

психофизиологическая и психологическая диагностика индивидуальных особенностей и текущих состояний спортсменов в учебно-подготовительном и соревновательном периодах;

планирование и осуществление научных исследований в области психологии спорта с применением современных аппаратурных методов;

разработка и применение методик и техник, направленных на повышение психических и адаптационных возможностей спортсмена и его психологическую реабилитацию;

организация совместной деятельности со специалистами организаций в области охраны здоровья и психологии спорта;

проведение культурно-просветительской работы, направленной на формирование здорового образа жизни и сохранение психического и психосоматического здоровья населения;

применение разнообразных стратегий психопрофилактической, реабилитационной и психотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья;

использование методов психологического сопровождения индивидов, семей, групп, организаций в ситуациях риска психосоциальной дезадаптации, в том числе в спортивной деятельности;

специализация N 6 "Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология":

способностью и готовностью к планированию и осуществлению научных исследований в области социальной девиантологии;

способностью и готовностью к разработке программ клинико-социального обследования состояний индивидов и групп, находящихся в ситуациях социальной дезадаптации;

применение методов психологического сопровождения индивидов и групп в ситуациях социального риска;

применение технологий обучения конструктивным стратегиям совладания в трудных жизненных ситуациях;

использование технологий восстановительного правосудия, навыков медитации в условиях конфликта в правозначимых ситуациях;

применение методов диагностики, профилактики и коррекции состояний социальной дезадаптации;

разработка стратегий клинико-социальной реабилитации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений;

организация совместной деятельности с работниками организаций смежных профилей (социальными работниками, работниками правоохранительных органов, судебно-психологическими экспертами и специалистами в области охраны здоровья).