Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 14.08.2020 N 1029).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);

способностью к работе в многонациональном коллективе, к формированию отношений сотрудничества и трудовой кооперации, а также к применению методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью применять теории и методы научного исследования для выявления естественнонаучной сущности проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, и соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и выработки путей решения (ОПК-1);

способностью применять методы экспериментального исследования и обработки экспериментальных данных, оценивать полученные результаты с использованием вычислительной техники (ОПК-2);

способностью использовать справочники, каталоги и другие источники информации, методы поиска, накопления, передачи, обработки и отображения информации по профилю деятельности с применением современных информационных технологий (ОПК-3);

способностью использовать в своей профессиональной деятельности нормативные и правовые документы (ОПК-4);

способностью к освоению новых образцов технических систем надводных кораблей и подводных лодок, программных и информационных технологий (ОПК-5);

способностью использовать на практике современные средства и методы управления, организационные инструменты и технологии, необходимые для решения типовых и нестандартных задач, возникающих в сфере профессиональной деятельности (ОПК-6);

способностью использовать основные методы защиты населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-7);

способностью осуществлять профилактику правонарушений и травматизма, предотвращать нарушения безопасности жизнедеятельности и экологические нарушения (ОПК-8).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на которую (которые) ориентирована образовательная программа:

организационно-управленческая деятельность:

способностью планировать работу коллектива (экипажа, команды), принимать управленческие решения в профессиональной деятельности и нести за них ответственность (ПК-1);

способностью организовывать и контролировать обслуживание технических систем, поддержание их в готовности к действию (ПК-2);

способностью управлять коллективом (экипажем, командой) при подготовке и применении технических систем надводных кораблей и подводных лодок (ПК-3);

способностью управлять коллективом (экипажем, командой) и организовывать работу по проектированию, сборке, испытаниям, производству, монтажу, наладке, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, модернизации и утилизации технических систем (ПК-4);

способностью разрабатывать предложения по совершенствованию организации управления техническими системами надводных кораблей и подводных лодок в процессе эксплуатации и применения (ПК-5);

способностью руководить коллективом (экипажем, командой) при борьбе за живучесть, ликвидации последствий аварий и поломок технических систем (ПК-6);

способностью организовывать методическое и организационное обеспечение технологической безопасности разработки, эксплуатации и применения технических систем надводных кораблей и подводных лодок (ПК-7);

способностью поддерживать дисциплину в коллективе (экипаже, команде), обеспечивать безопасность работников при исполнении ими должностных обязанностей (ПК-8);

эксплуатационная деятельность:

способностью самостоятельно изучать и осваивать технические системы объектов профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью определять техническое состояние и остаточный ресурс технических систем надводных кораблей и подводных лодок, оценивать их эксплуатационную надежность (ПК-10);

способностью использовать методы диагностики, поиска и устранения неисправностей элементов технических систем в соответствии с эксплуатационными документами (ПК-11);

способностью использовать контрольно-измерительную аппаратуру и документы по метрологии, стандартизации и сертификации (ПК-12);

способностью выполнять операторские функции на пультах управления автоматизированными техническими системами и осваивать новые формы операторской деятельности (ПК-13);

способностью выполнять и контролировать правила и меры техники безопасности при проведении всех видов работ и соблюдение природоохранных мероприятий на всех этапах жизненного цикла технических систем надводных кораблей и подводных лодок (ПК-14);

способностью организовывать взаимодействие с представителями предприятий и организаций по вопросам модернизации и ремонта технических систем (ПК-15);

способностью пользоваться эксплуатационными документами, вести учетную и отчетную документацию по эксплуатации технических систем (ПК-16);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осуществлять поиск, сбор, анализ и систематизацию научно-технической информации, отечественный и зарубежный опыт в области профессиональной деятельности (ПК-17);

способностью выполнять научные исследования и разработки в области профессиональной деятельности, составлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-18);

способностью проводить обработку результатов экспериментов и испытаний, контролировать и оценивать качество опытных и серийных образцов комплексов, систем, средств, оборудования и устройств в соответствии с программами испытаний, стандартами и техническими условиями (ПК-19);

способностью разрабатывать предложения в проекты руководящих документов по применению, эксплуатации и ремонту технических систем (ПК-20);

технологическая деятельность:

способностью анализировать отечественный и зарубежный опыт в области прогрессивных технологических процессов, использовать его в профессиональной деятельности (ПК-21);

способностью разрабатывать предложения в проекты технологических нормативов и документации, вносить изменения в технологические процессы (ПК-22);

способностью применять методы технического контроля и испытаний технических систем (ПК-23);

способностью разрабатывать предложения по совершенствованию технологии производства, эксплуатации, применения, модернизации и унификации технических систем (ПК-24);

проектная деятельность:

способностью разрабатывать технические задания на проектирование новых образцов технических систем (ПК-25);

способностью разрабатывать и конструировать конкурентоспособные образцы технических систем в соответствии с заданием, используя системы автоматизированного проектирования (ПК-26);

способностью производить анализ соответствия создаваемых образцов техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, требованиям наиболее экономичной технологии производства (ПК-27);

способностью проводить патентные исследования и определение показателей технического уровня проектируемых технических систем и технологий, осуществлять патентно-лицензионную работу (ПК-28);

способностью выполнять технические расчеты по проектам и технико-экономический анализ проектируемых технических систем надводных кораблей и подводных лодок (ПК-29);

способностью разрабатывать и составлять эксплуатационно-техническую документацию на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы (ПК-30);

способностью изучать, анализировать отечественный и мировой опыт и использовать его при проектировании новых образцов технических систем (ПК-31).

5.5. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.6. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.5 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.8. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).