Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 951).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);

способностью к работе в многонациональном коллективе, к трудовой кооперации, к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности, к принятию организационно-управленческих решений в ситуациях риска и способностью нести за них ответственность, а также применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПК-1);

способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОПК-2);

способностью учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-3);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, а также владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-4);

способностью применять элементы инженерной и компьютерной графики, современные программные средства выполнения и редактирования изображений и чертежей и подготовки конструкторско-технологической документации (ОПК-5);

способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-6);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

проектно-конструкторская деятельность:

способностью осуществлять технико-экономическое обоснование проектов создания средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем (ПК-1);

способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем (ПК-2);

способностью производить расчеты и проектирование отдельных блоков и устройств средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем в соответствии с техническим заданием (ПК-3);

способностью разрабатывать проектную и рабочую документацию в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями, предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ, оформлять отчеты по законченным проектно-конструкторским работам (ПК-4);

способностью контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации государственным стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-5);

способностью обосновывать разработку функциональной структуры и выбор принципов организации технического, программного и информационного обеспечения проектирования специальных организационно-технических систем (ПК-6);

производственно-технологическая деятельность:

способностью внедрять результаты разработок средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем в производство (ПК-7);

способностью проводить техническое оснащение рабочих мест и размещение технологического оборудования (ПК-8);

способностью контролировать соблюдение технологической дисциплины и обслуживание технологического оборудования (ПК-9);

способностью проводить технологическую подготовку производства, работы по изготовлению, отладке и сдаче в эксплуатацию средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем (ПК-10);

способностью осуществлять метрологическое обеспечение производства в специальных организационно-технических системах (ПК-11);

способностью обеспечивать экологическую безопасность производства в специальных организационно-технических системах (ПК-12);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем, проводить анализ патентной литературы (ПК-13);

способностью выполнять работы по проведению натурных и модельных экспериментов на объектах специальных организационно-технических систем по заданным методикам и обрабатывать их результаты с применением современных информационных технологий и технических средств (ПК-14);

способностью разрабатывать модели специальных организационно-технических систем и процессов их функционирования (ПК-15);

способностью проводить регламентные испытания в лабораторных и производственных (полевых) условиях, обрабатывать результаты экспериментальных исследований с применением современных информационных технологий и технических средств (ПК-16);

способностью внедрять результаты научных исследований и осуществлять защиту объектов интеллектуальной собственности (ПК-17);

способностью разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований, готовить отдельные задания для исполнителей (ПК-18);

информационно-аналитическая деятельность:

способностью осуществлять информационно-аналитическую поддержку принятия решений на основе мониторинга и ситуационного анализа, применять адекватный математический аппарат для формализации проблемы, анализа и выработки вариантов решения (ПК-19);

способностью обеспечивать информационно-аналитическую составляющую процессов мониторинга в заданной предметной области, способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации и обобщению, критическому осмыслению информации, прогнозированию состояния объектов профессиональной деятельности (ПК-20);

способностью составлять аналитические обзоры и научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, готовить публикации по результатам исследований и разработок, разрабатывать и редактировать тексты профессионального назначения (ПК-21);

способностью применять автоматизированные технологии информационно-аналитической деятельности для поиска и обработки больших объемов информации в компьютерных сетях, библиотечных фондах и иных источниках информации (ПК-22);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовывать работу коллектива исполнителей, определять порядок выполнения работ, контролировать их выполнение, принимать управленческие решения и управлять коллективом (ПК-23);

способностью разрабатывать организационно-техническую документацию (графики работ, инструкции, планы, сметы) и документы установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-24);

способностью управлять специальными организационно-техническими системами, организовывать контроль за их эксплуатацией (ПК-25);

способностью организовывать применение методов профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений (ПК-26);

способностью организовывать мероприятия по повышению эффективности применения специальных организационно-технических систем в сфере профессиональной деятельности (ПК-27);

эксплуатационная деятельность:

способностью контролировать техническое состояние и проводить функциональную диагностику средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем (ПК-28);

способностью осуществлять ввод в эксплуатацию, прием-передачу, учет, хранение, категорирование, продление назначенных показателей ресурса (срока службы), списание и утилизацию элементов специальных организационно-технических систем, вести эксплуатационную документацию и вносить в нее изменения (ПК-29);

способностью составлять заявки на оборудование и комплектующие, готовить техническую документацию на ремонт оборудования (ПК-30);

способностью планировать и проводить эксплуатационные процессы, проверять состояния технических средств, проводить их техническое обслуживание, рекламационные работы, восстановление работоспособности и ремонт (ПК-31);

способностью разрабатывать инструкции по эксплуатации средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем, используемого технического оборудования и программного обеспечения для обслуживающего персонала (ПК-32);

способностью проводить работы по предупреждению и расследованию происшествий при работах в специальных организационно-технических системах, обеспечивать их безопасную эксплуатацию (ПК-33);

способностью выполнять типовые операции при эксплуатации штатной техники (ПК-34).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Управление и эффективность применения организационно-технических систем космического назначения":

способностью оценивать основные эксплуатационные характеристики специальных организационно-технических систем, формировать предложения по их улучшению и разрабатывать эксплуатационную документацию (ПСК-1.1);

способностью управлять функционированием организационно-технических систем космического назначения, предлагать методы и средства по их совершенствованию при решении задач по предназначению (ПСК-1.2);

способностью анализировать техническое состояние космических систем и комплексов, обобщать и интерпретировать результаты анализа для планирования мероприятий по поддержанию соответствующих организационно-технических систем в готовности к применению (ПСК-1.3);

способностью оценивать и обеспечивать эффективность применения организационно-технических систем космического назначения в соответствии с целевым назначением, определять программу действий подчиненного персонала (ПСК-1.4);

способностью оптимизировать структуру организационно-технических систем космического назначения в соответствии с выбранными (или заданными) критериями качества (ПСК-1.5);

способностью проводить моделирование специальных организационно-технических систем и процессов их функционирования, применять компьютерные технологии и математический аппарат для формализации, анализа и выработки вариантов управляющих решений (ПСК-1.6);

способностью обосновывать способы построения организационно-технических систем космического назначения и определять требования к их эксплуатационным характеристикам (ПСК-1.7);

способностью применять современные подходы в управлении организационно-техническими системами космического назначения в повседневной практической деятельности, разрабатывать предложения по совершенствованию управления ими (ПСК-1.8);

специализация N 2 "Информационно-аналитическая деятельность в специальных организационно-технических системах":

профессионально-специализированные компетенции по специализации определяются образовательной организацией высшего образования и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательная организация;

специализация N 3 "Информационные технологии и программное обеспечение в специальных организационно-технических системах":

способностью эффективно внедрять и эксплуатировать программное обеспечение вычислительных комплексов и сетей специальных организационно-технических систем (ПСК-3.1);

способностью анализировать и повышать возможности вычислительных комплексов и сетей при подготовке и принятии решений органами управления специальных организационно-технических систем (ПСК-3.2);

способностью повышать устойчивость и живучесть функционирования программного обеспечения вычислительных комплексов и сетей специальных организационно-технических систем (ПСК-3.3);

способностью обеспечивать защиту информации, проводить системный анализ и моделирование программного обеспечения и средств защиты в вычислительных комплексах и сетях специальных организационно-технических систем (ПСК-3.4);

способностью руководить персоналом в процессе повседневной деятельности, подготовки и проведения специальных работ по эксплуатации программного обеспечения вычислительных комплексов и сетей специальных организационно-технических систем (ПСК-3.5);

способностью решать научно-исследовательские задачи по применению новых технологий в процессе эксплуатации программного обеспечения информационно-вычислительных комплексов и сетей специальных организационно-технических систем (ПСК-3.6);

способностью проектировать и внедрять интеллектуальные системы поддержки принятия решений, применять в управленческой деятельности возможности геоинформационных систем (ПСК-3.7);

способностью применять в процессах управления технологии баз данных и информационных систем, организовывать распределенный сбор, хранение и обработку информации в вычислительных комплексах и сетях специальных организационно-технических систем (ПСК-3.8);

специализация N 4 "Автоматизация технологических процессов и производств в специальных организационно-технических системах":

способностью выполнять все фазы проектирования, разработки, монтажа и эксплуатации средств автоматизации и управления в специальных организационно-технических системах (ПСК-4.1);

способностью к эффективной эксплуатации специальных автоматизированных систем (ПСК-4.2);

способностью к настройке и регламентному эксплуатационному обслуживанию на объектах программно-технических комплексов систем автоматизации и управления (ПСК-4.3);

способностью разрабатывать все виды документации на аппаратные, программные средства и аппаратно-программные комплексы систем автоматизации и управления (ПСК-4.4);

способностью проводить научные исследования и выполнять технические разработки по автоматизации технологических процессов и производств в специальных организационно-технических системах (ПСК-4.5);

способностью осуществлять сбор, обработку и систематизацию научно-технической информации, анализировать достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области автоматизации технологических процессов и производств, применять для этого современные информационные технологии (ПСК-4.6);

способностью взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке математических моделей объектов и процессов различной физической природы, алгоритмического и программного обеспечения систем автоматизации и управления, а также в научных исследованиях (ПСК-4.7);

способностью выбирать технологии, инструментальные и вычислительные средства при организации процессов исследования, проектирования, технического диагностирования и промышленных испытаний автоматических и автоматизированных систем контроля и управления (ПСК-4.8);

специализация N 5 "Организационные и технологические процессы эксплуатации вычислительных средств специальных организационно-технических систем":

способностью выполнять монтаж и наладку вычислительных средств специальных организационно-технических систем (ПСК-5.1);

способностью обеспечивать эффективную эксплуатацию в соответствии с целевым назначением вычислительных средств специальных организационно-технических систем (ПСК-5.2);

способностью оценивать основные эксплуатационные характеристики вычислительных средств специальных организационно-технических систем, формировать предложения по их улучшению и разрабатывать эксплуатационную документацию (ПСК-5.3);

способностью решать научно-исследовательские задачи по обеспечению надежности, устойчивости и живучести функционирования вычислительных средств специальных организационно-технических систем (ПСК-5.4);

способностью руководить составом дежурных смен в процессе подготовки и проведения работ по эксплуатации вычислительных средств специальных организационно-технических систем (ПСК-5.5);

способностью осуществлять контроль правильности функционирования и диагностирование неисправностей вычислительных средств специальных организационно-технических систем при решении задач по предназначению (ПСК-5.6);

способностью обеспечивать защиту информации в вычислительных средствах специальных организационно-технических систем (ПСК-5.7);

специализация N 6 "Внешнее проектирование и эффективность авиационных и ракетных организационно-технических систем":

способностью разрабатывать авиационные и ракетные организационно-технические системы военного, специального и гражданского назначения, планировать их применение (ПСК-6.1);

способностью применять модельно-методический аппарат выбора и обоснования проектных параметров авиационных и ракетных комплексов, состава и функциональных характеристик основных бортовых систем, анализа эффективности их функционирования (ПСК-6.2);

способностью проводить моделирование и оценивать эффективность функционирования авиационных и ракетных организационно-технических систем и применять, в том числе, с помощью компьютерных технологий, адекватный математический аппарат для их формализации, анализа и выработки вариантов решения (ПСК-6.3);

способностью оптимизировать структуру авиационных и ракетных организационно-технических систем в соответствии с выбранными критериями (ПСК-6.4);

способностью взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке математических моделей объектов и процессов различной физической природы, алгоритмического и программного обеспечения авиационных и ракетных организационно-технических систем, а также в научных исследованиях (ПСК-6.5);

способностью использовать методы анализа и синтеза технических и эксплуатационных характеристик авиационных и ракетных организационно-технических систем с целью определения их соответствия предъявляемым требованиям и формирования предложений по их совершенствованию (ПСК-6.6);

способностью проводить технико-экономическое обоснование по выбору вариантов конструкций, агрегатов и систем авиационных и ракетных комплексов (ПСК-6.7);

способностью применять методологию концептуального (внешнего) проектирования при формировании технического задания на разработку авиационных и ракетных комплексов (ПСК-6.8);

способностью использовать знания о составе, функциональных задачах и применении авиационных и ракетных комплексов для решения целевых задач (ПСК-6.9).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).