Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 1

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской Федерации

Универсальная библиотека

Административный центр с населением от 150 тыс. чел.

1

Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня

Детская библиотека

1

Библиотека для инвалидов по зрению

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

2

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс. чел.

1

Детская библиотека

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам <*>

2

Городской округ

Общедоступная библиотека

на 20 тыс. чел.

1

Транспортная доступность 30 - 40 минут

Детская библиотека

на 10 тыс. детей

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

независимо от количества населения

2

Муниципальный район

Межпоселенческая библиотека

Административный центр района

1

Транспортная доступность 30 минут - 1 час

Детская библиотека

Административный центр района

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр района

1

Городское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

на 10 тыс. чел,

1

Шаговая доступность 15 - 30 минут / Транспортная доступность 15 - 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

1

Сельское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

1

Шаговая доступность 15 - 30 минут / Транспортная доступность 15 - 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр сельского поселения

1

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

на 1 тыс. чел.

1

Также на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).

2. Нормы размещения государственных библиотек субъектов Российской Федерации.

В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в каждом субъекте Российской Федерации создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится "организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов". <7>

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 16 ст. 26.3, а не п. 16 ст. 26.1.

<7> П. 16 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории субъекта Российской Федерации правомерно функционирование и создание новых молодежных (юношеских) библиотек, а также молодежных отделений в универсальных библиотеках.

3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:

БС = Н : Нн,

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.

4. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях.

В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.

В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.

Для городского округа с населением менее 20 тыс. чел. к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. чел.

Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

БС = (Н : Нн) + (Нд : Ннд),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нн - норматив численности жителей на 1 общедоступную библиотеку;

Нд - численность детского населения;

Ннд - норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку;

Для городского округа с населением от 19 999 до 15 000 чел. следует применять коэффициент 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.

Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. чел.

Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

БС = (Нс : Ннс) + ((Н - Нс) : Ннг) + (Нд : Ннд),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нс - численность сельского населения;

Ннс - норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;

Ннг - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа.

Нд - численность детского населения;

Ннд - норматив численности детского населения на 1 библиотеку;

Для городского поселения с численностью населения менее 10 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. чел.

Для городского поселения с населением от 9 999 до 7 500 чел. следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.

Для городского поселения с численностью населения менее 5 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. чел.

5. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. чел.

При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.

В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.

Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 10 тыс. чел., то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.

Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.

6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.

В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой.

Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.

Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.

На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.

7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.

Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения.

Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

Филиалы общедоступной библиотеки, либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.

Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по следующей формуле:

БС = ((Н - Надм.ц.п.) : Нн.ф.) + (Надм.ц.п. : Нн.адм.ц),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Надм.ц.п - численность населения административного центра сельского поселения;

Нн.ф. - норматив численности жителей на 1 филиал библиотеки;

Нн.адм.ц - норматив числа библиотек для административного центра сельского поселения.

Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения. <8>

--------------------------------

<8> Ст. 23 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. <9> В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

--------------------------------

<9> П. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

9. Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий <10>, для чего рекомендуется на базе центральных библиотек субъекта Российской Федерации, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.

--------------------------------

<10> Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики".

Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:

- фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;

- фонды Президентской библиотеки.

При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:

- в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

- в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).