3.3.9. Адресат

Документы адресуют в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организациям, должностным лицам, структурным подразделениям, гражданам.

При адресовании документа организации, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже. Адресат печатается через межстрочный интервал "Точно" (12 пт), например:

Министерство природных ресурсов

и экологии Российской Федерации

Департамент управления

делами и кадров Минприроды России

При направлении документа конкретному должностному лицу, его должность и фамилия указывается в дательном падеже, например:

Директору

Департамента управления делами

и кадров Минприроды России

А.В. Чернову

При выборе того или иного варианта написания адресата следует иметь в виду, что:

а) должность получателя и его фамилия указывается только в том случае, если известно, кто конкретно занимается данным вопросом;

б) не допускается указывать только должность без фамилии и инициалов лица, к которому обращаются.

В реквизите "Адресат" допускается использовать официально принятые сокращенные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов (организаций).

При направлении документа в несколько однородных организаций их названия следует указывать обобщенно, например:

Руководителям территориальных

органов Росприроднадзора

Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово "копия" перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают.

При адресовании документов должностным лицам государственных органов, в которых предусмотрена военная или правоохранительная служба, после должности указывают воинское или специальное звание, например:

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Начальнику Департамента

обеспечения правопорядка

на транспорте

генерал-майору полиции

М.Т. Кравченко

Почтовый адрес в составе реквизита "Адресат" указывается в последовательности, установленной приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 N 35442) (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).

При адресовании документа в организацию указывается ее наименование, затем почтовый адрес, например:

Управление Президента

Российской Федерации по

работе с обращениями граждан

и организаций

ул. Ильинка, 23,

Москва, 103132

Допускается центрировать каждую строку реквизита "Адресат" по отношению к самой длинной строке, например:

Государственное учреждение

Всероссийский научно-

исследовательский институт

документоведения и архивного дела

ул. Профсоюзная, д. 82,

Москва, 117393

Если документ адресован физическому лицу, указываются фамилия и инициалы этого лица, а затем полный почтовый адрес, например:

Калинину И.П.

ул. Садовая, д. 5, кв. 12

Киреевский р-н, г. Липки

Тульская обл., 301264

Почтовый адрес может не указываться на документах, направляемых в высшие органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы и постоянным корреспондентам или письмо направляется нарочным (Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и другие высшие государственные органы власти).

При адресовании документа должностному лицу инициалы ставятся перед фамилией, при адресовании частному лицу - после фамилии.

Реквизит "Адресат" печатается ниже границы верхнего поля страницы на 3 межстрочных интервала. Все составные части реквизита центруются относительно самой длинной строки, которая ограничивается правым полем документа.

Наименование организации, структурного подразделения организации, а также наименование должности печатаются через 1 межстрочный интервал.

Инициалы и фамилия печатаются после наименования должности через 2 межстрочных интервала.

Документ не должен содержать более четырех адресатов. При необходимости готовится 4 индивидуальных экземпляра документа (для каждого из адресатов) и 1 визовый экземпляр с перечислением всех адресатов.

При большем числе адресатов готовится необходимое количество экземпляров документа по числу адресатов и 1 визовый экземпляр, который также оформляется на соответствующем бланке и подписывается. При этом в адресной части визового экземпляра указывается, например "Руководителям федеральных органов исполнительной власти (по списку)", а визы проставляются на лицевой стороне последнего листа. Список рассылки документа подписывается начальником (заместителем начальника) управления Федеральной службы, ответственного за подготовку и рассылку данного документа. В списке рассылки наименования организаций располагаются в следующей последовательности: вышестоящие органы; органы одного уровня (в алфавитном порядке), например:

Правительство Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Федеральная регистрационная служба

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.