I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основными задачами по предупреждению и тушению лесных пожаров являются:

недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

предотвращение распространения лесных пожаров на населенные пункты и объекты экономики, а также недопущение возникновения лесных пожаров из-за пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики.

Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров и порядок введения чрезвычайной ситуации в лесах определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 "Об утверждении правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций".

Организация охраны лесов от пожаров включает выполнение следующих основных функций:

1. Обеспечение пожарной безопасности:

а) предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров:

разъяснительная и воспитательная работа, в том числе через средства массовой информации;

регулирование посещаемости лесов;

благоустройство мест отдыха и стоянок транспорта;

контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, в том числе силами государственного пожарного надзора в населенных пунктах и объектах экономики расположенных в лесных массивах или вблизи них;

б) снижение пожарной опасности:

регулирование состава древостоев;

очистка мест рубок;

ликвидация внелесосечной захламленности;

санитарные рубки;

в) предупреждение (ограничение) распространения огня:

создание противопожарных разрывов (барьеров);

создание минерализованных полос;

создание противопожарных опушек;

г) подготовка сил и средств для предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе контроль готовности сил и средств к предупреждению и тушению пожаров с выездом оперативных групп в районы возможного возникновения лесных пожаров;

д) обнаружение лесных пожаров:

дежурство на пожарно-наблюдательных вышках, пунктах;

наземное патрулирование, авиационное патрулирование;

оценка лесопожарной обстановки и прогноз ее развития;

прием и обработка информации о пожарной обстановке (пожарах) и доведение до заинтересованных органов управления, должностных лиц, сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;

е) подготовка к работам по тушению:

дежурство пожарных команд;

перераспределение и маневрирование силами и средствами пожаротушения, доставка их к местам лесных пожаров.

2. Непосредственное тушение лесных пожаров - разведка пожара, остановка распространения огня, локализация, дотушивание и окарауливание.

К работам по тушению лесных пожаров относятся (письмо Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"):

разведка (наземная и авиационная) очага лесного пожара;

организационно-технические мероприятия;

локализация очага пожара;

окарауливание локализованного пожара и ликвидация пожара.

Работы по разведке (обследованию) очагов лесного пожара осуществляются наземным и авиационным способами, а также путем космического мониторинга лесных пожаров.

Наземный способ разведки очагов возгорания включает в себя комплекс работ (объезд, обход) с момента сообщения о лесном пожаре или его обнаружения с применением наземных сил и средств.

Авиационный способ - комплекс работ (облет) по обследованию очага возгорания, осуществляемых с воздушных судов.

К организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, относятся:

доставка людей и средств к месту тушения пожара и обратно (пешим путем, автомобильным, водным, воздушным транспортом);

обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара;

организация питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара;

проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности во время тушения пожара;

текущий ремонт основных средств, поврежденных при работах, связанных с тушением лесных пожаров;

подготовка огнетушащих растворов, заправка ими воздушных судов и пожарных средств;

обеспечение забора воды авиационной техникой для пожаротушения с акваторий открытых водоемов;

составление плана тушения пожара (мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесного пожара). План составляется по данным обследования и прогноза распространения и развития пожара руководителем тушения лесного пожара.

Основными стадиями локализации лесного пожара являются:

остановка распространения кромки пожара - это комплекс работ, непосредственно воздействующих на кромку пожара с целью недопущения ее дальнейшего распространения;

непосредственно локализация пожара - это комплекс мер (применение технических способов и тактических приемов) по созданию (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения;

дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища - это комплекс мер направленных на ликвидацию очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.

К окарауливанию пожара относятся работы, состоящие в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвращения возобновления пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. В случаях обнаружения скрытых очагов горения принимаются меры по их дотушиванию. После окончания окарауливания пожар считается ликвидированным.

К тушению лесных пожаров допускаются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, не имеющие физических недостатков, предварительно прошедшие медицинский осмотр по месту своей работы и по состоянию здоровья признанные годными к выполнению этой работы.

К выполнению вспомогательных работ при борьбе с лесными пожарами (бытовое обслуживание, приготовление пищи, несение дежурств и т.д.) могут привлекаться женщины в возрасте от 18 до 55 лет (кроме беременных и кормящих), по состоянию здоровья пригодные для выполнения этих работ (работы на кромке пожара исключаются).