2.1. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан обеспечить:
1) содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
2) обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных кранов;
4) своевременную подготовку грузоподъемных кранов к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы, результаты обследования (диагностирования) заносить в паспорт крана;
5) вывод в ремонт грузоподъемных кранов согласно графику. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, записать в его паспорт;
6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;
7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;
8) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;
9) выполнение предписаний органов госгортехнадзора, работника, ответственного за осуществление производственного контроля, и инженерно - технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
2.2. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведенного его технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученного обслуживающего и ремонтного персонала.
2.3. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие крана требованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовить предприятию - изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу госгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана.
2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.
2.5. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов инспектором госгортехнадзора, работником, ответственным за осуществление производственного контроля, и инженерно - техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
2.6. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен подготовить кран к техническому освидетельствованию. При этом проверяются в работе его механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления, освещение, сигнализация. Если ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии поручалось проведение осмотра отдельных узлов и механизмов грузоподъемного крана до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании крана он должен проверить:
1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;
2) состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов. На металлургических предприятиях у грузоподъемных кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков должна производиться лабораторией этого предприятия по специальной инструкции с применением неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезанной части вилки пластинчатого крюка и оси его соединения с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливаются владельцем крана;
3) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана;
4) состояние канатов и их крепления;
5) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в его паспорте;
6) результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно - техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Работы, предусмотренные подпунктами 1 - 5, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования крана. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно - техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен:
1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;
3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;
4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;
5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.
2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан проверить:
1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных кранов не менее 200 мм, для электродеталей - не менее 50 мм;
2) установку концевого выключателя механизма передвижения. При этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей - не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма указывается в паспорте крана;
3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10% (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т.м и портальных кранов - более чем на 15%, для кранов мостового типа - более чем на 25%). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров грузоподъемных кранов;
4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. При замене шкалы и ее градуировке замер вылета следует производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим данному вылету, а нанесение отметки на шкале необходимо производить после снятия груза.
2.9. Если на инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию кранового пути в исправном состоянии, то он обязан:
1) проверить соответствие кранового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту;
2) произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативной документацией;
3) обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути согласно графику; допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должны превышать требований нормативных документов;
4) произвести своевременный ремонт кранового пути в соответствии с графиком и устранение неисправностей, выявляемых при осмотрах и нивелировке.
2.10. Если на инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить их периодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт согласно нормативной документации.
2.11. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без его ведома.
При необходимости перевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.
Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, например, с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.
2.12. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены обязанности по обслуживанию грузоподъемных кранов (крановщики, их помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики должны производить осмотр грузоподъемных кранов перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки грузоподъемного крана должны записываться в вахтенный журнал.
Проверка ведения вахтенного журнала инженерно - техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должна производиться не реже одного раза в месяц.
2.13. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков, их помощников, операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному обслуживанию и ремонту кранов, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.
2.14. При инструктаже крановщиков до начала работ должно быть обращено особое внимание их на:
1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей грузоподъемного крана, которые могут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.), и неизолированных токоведущих частей электрооборудования (выключателей, контакторов, панелей, ящиков сопротивления, троллейных проводов и т.п.);
2) исправность действия устройств и приборов безопасности грузоподъемного крана (концевых выключателей, блокировок, ограничителя грузоподъемности и др.);
3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, крановых металлоконструкций;
4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены;
5) строгое выполнение требований нарядов - допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
6) выполнение установленного порядка по применению марочной системы при работе мостовых кранов;
7) опасность хождения по крановым путям мостовых кранов, посадки на кран не через посадочную площадку;
8) недопустимость использования грейфера для подъема людей и производства работ, на которые грейфер не рассчитан;
9) недопустимость погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на них людей;
10) недопустимость перегрузки грузоподъемных кранов;
11) необходимость запирания дверей кабины по окончании работы или уходе с крана;
12) недопустимость самовольной установки в кабинах электронагревательных приборов;
13) недопустимость заклинивания контакторов защитных панелей грузоподъемных кранов;
14) необходимость закрепления всеми противоугонными захватами кранов, передвигающихся по рельсовым путям, по окончании их работы или в перерыве;
15) недопустимость установки стреловых кранов для работы под линией электропередачи, а также ближе 30 м от нее без наряда - допуска;
16) порядок установки стреловых кранов на дополнительные опоры на уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;
17) опасность нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана;
18) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и применения соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;
19) соблюдение указаний, содержащихся в инструкции предприятия - изготовителя, о возможности совмещения операций при работе крана и условиях опускания стрелы с грузом.
2.15. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен:
1) обеспечить проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов, выполнение работ с моста крана, при выходе персонала на крановые пути мостовых кранов, производство работ стреловыми кранами вблизи линий электропередачи только по нарядам - допускам;
2) установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на мостовом кране только после получения ключа - марки, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ - марку на период пребывания их на кране;
3) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;
4) обеспечить наличие на кране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;
5) направлять стреловые краны на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии ответственного за безопасное производство работ кранами и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линий электропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;
6) произвести осмотр автомобильных кранов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что кран находится в исправном состоянии;
7) после получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом электрические краны должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов ветром;
8) обеспечить возможность считывания (получения) хранящейся в регистраторе параметров информации и обработки ее с использованием специальных технических средств в целях получения необходимых данных о параметрах работы крана, в том числе наработки в моточасах.
2.16. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, не должен допускать их работу при:
1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);
2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;
3) неисправности приборов и устройств безопасности;
4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей;
5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;
6) выявлении неисправностей кранового пути;
7) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана;
8) запрещении работы кранов инспектором госгортехнадзора или инженерно - техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Когда кран остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей