4. Нормы безопасности на средства перевозки людей и грузов

4. Нормы безопасности на средства перевозки

людей и грузов

4.1. Грузовые вагонетки (секции)

4.1.1. Конструкции всех типов вагонеток (секций) должны обеспечивать безопасную эксплуатацию их при углах наклона выработок от 0 до 35°.

4.1.2. Кузов вагонетки (секции) должен изготавливаться из материала с повышенными износокоррозионностойкими характеристиками.

4.1.3. При расчете на прочность кузова и ходовой части вагонетки (секции) необходимо учитывать динамический характер нагрузки. Коэффициент динамичности следует принимать 1,3.

4.1.4. Конструкция вагонеток должна обеспечивать поперечную и продольную устойчивость ее при всех допустимых режимах эксплуатации.

4.1.5. Для постановки на рельсы вагонеток (секций) на кузове должны быть предусмотрены приливы, выступы или отверстия, обеспечивающие присоединение вагонетки (секции) к прицепным устройствам грузоподъемных средств (талей, лебедок и т.п.).

4.1.6. Вагонетки должны иметь подвагонный упор для обеспечения маневровых операций толкателями на погрузочных и разгрузочных пунктах.

4.1.7. Вагонетки с донной разгрузкой (секции) должны иметь устройства, обеспечивающие надежное закрывание и исключающие самопроизвольное открывание днищ. В открытом состоянии днища не должны опускаться ниже уровня головки рельса. Это требование не распространяется на вагонетки (секции) с разгрузкой на рольгангах.

4.1.8. Жесткая база и общая длина вагонеток должны обеспечивать вписывание их в горные выработки и кривые рельсовых путей с нормированными радиусами закруглений. При этом величина отношения длины вагонетки к ее жесткой базе должна быть возможно минимальной.

4.1.9. Свободное вертикальное перемещение оси скатов в кронштейнах должно быть не менее 20 мм на вагонетках (секциях) для колеи 900 мм и не менее 15 мм на вагонетках (секциях) для колеи 600 мм.

4.1.10. Вагонетки (секции) вместимостью 2,0 куб. м и более рекомендуется оборудовать амортизированной подвеской кузова.

4.1.11. Колесные пары вагонеток (секций) должны оснащаться нерегулируемыми подшипниками.

4.1.12. Конструкция подшипникового узла должна исключать самопроизвольное снятие колес с осей при разрушении подшипника или других элементов колес.

4.1.13. Вновь создаваемые вагонетки (секции) не должны иметь индивидуальную подвеску колес.

4.1.14. Оси вагонеток (секций) должны подвергаться термической обработке.

4.1.15. Конструкция опорной тележки секционного поезда должна обеспечивать симметричную нагрузку на нее.

4.1.16. Вагонетки (секции) должны иметь амортизированные буферно - сцепные устройства, работающие на тягу и торможение.

4.1.17. Конструкция и размеры буферно - сцепных устройств должны обеспечивать зазор между наиболее выступающими частями кузовов двух соседних вагонеток при сжатом состоянии амортизатора не менее 300 мм, в том числе и на закруглениях рельсового пути.

4.1.18. Высота буферов должна исключать вползание буфера на буфер при любых положениях вагонеток (секций), в том числе и при сходе с рельсов.

4.1.19. Конструкция буферов должна исключать возможность входа части буфера одной вагонетки (секции) в проем другой при прохождении закруглений рельсового пути с нормируемыми радиусами.

Закругления рабочей грани буферов для всех типов вагонеток (секций) должны выполняться радиусом 300 мм с целью обеспечения плавного уменьшения зазора между вагонетками (секциями) в кривых рельсового пути.

4.1.20. При конструировании вагонеток (секций) предпочтение следует отдавать разработке жестких сцепных устройств с амортизатором.

4.1.21. Конструкция сцепного устройства должна обеспечивать возможность сцепления и расцепления вагонеток в промежуточных и не менее чем в одном из крайних положений буферов. При этом должна исключаться необходимость нахождения человека в межвагонеточном пространстве или других представляющих опасность местах.

4.1.22. Сцепные устройства вагонеток (секций) в сцепленном и расцепленном состоянии не должны соприкасаться с элементами верхнего строения пути, а также допускать самопроизвольное расцепление.

4.1.23. Конструкция крюковых сцепных устройств должна обеспечивать возможность сцепления и расцепления вагонеток вручную с помощью специальных приспособлений.

4.1.24. Конструкция крюковых сцепных устройств должна исключать расцепление вагонеток в случае поворота их в вертикальной плоскости друг относительно друга не менее чем на 18° и обеспечивать вписывание вагонеток в горизонтальные кривые с минимальными нормативными радиусами закруглений рельсового пути.

4.1.25. Сцепные устройства вагонеток (секции) должны иметь не менее 6-кратного запаса прочности по отношению к расчетной статической нагрузке.

Каждая крюковая сцепка при изготовлении должна быть испытана на 4-кратную расчетную статическую нагрузку.

4.1.26. Конструкция автосцепки должна обеспечивать:

- возможность безопасного ее применения как в горизонтальных, так и в наклонных выработках;

- прохождение без расцепления вагонеток на закруглениях с нормируемыми радиусами и при предельных разностях уровней осей вагонеток до 50 мм;

- возможность расцепления вагонетки специальными приспособлениями без нахождения человека в межвагонеточном пространстве;

- возможность визуального наблюдения состояния сцепленности и постоянную готовность к сцеплению после разведения вагонеток;

- возможность прицепки к прицепному устройству тягового каната лебедки;

- возможность сцепления с вагонетками, имеющими крюковые сцепки;

- возможность прохождения перегибов рельсового пути в вертикальной плоскости с углами до 18°;

- возврат корпуса автосцепки в исходное положение при отклонении его на 10° в вертикальной и на 20° в горизонтальной плоскостях, а также после разгрузки вагонетки в опрокидывателе;

- блокировку, исключающую в случае необходимости сцепление соударяющихся вагонеток.

4.1.27. Конструкция расцепного устройства должна обеспечивать расцепление автосцепки после одноразового кратковременного воздействия на механизм расцепления.

4.1.28. Жесткость пружины амортизатора автосцепки должна исключать ее полное сжатие (жесткий удар) при осевых динамических нагрузках до 70 кН.

4.1.29. Для обеспечения нормального режима разгрузки вагонеток в опрокидывателе ось вращения сцепок вагонеток с глухим кузовом должна совпадать с осью вращения опрокидывателя, а габаритная длина вагонетки по сцепкам должна быть равна или кратна длине опрокидывателя.

4.2. Пассажирские вагонетки для горизонтальных выработок

4.2.1. Габаритные размеры вагонеток должны обеспечивать вписывание их в сечение горных выработок, предназначенных для локомотивной откатки, с соблюдением установленных "Правилами безопасности" зазоров.

Размеры консольных частей вагонетки должны исключать сход ее с рельсов в кривых рельсовых путей.

4.2.2. Кузов должен иметь вентиляционные отверстия, обеспечивающие естественную вентиляцию внутри вагонетки.

Входные проемы вагонеток должны оборудоваться сплошными дверями. Высота дверных проемов должна быть не менее 1000 мм, а ширина - не менее 700 мм. Конструкция дверей не должна увеличивать габариты вагонетки и уменьшать внутренний объем ее при закрытом положении дверей, а также исключать самопроизвольное открывание их при движении вагонетки. Открывание и закрывание дверей должно обеспечиваться как с внутренней, так и с наружной стороны вагонетки.

4.2.3. Конструкция кузова вагонетки должна обеспечивать возможность установки санитарных носилок с пострадавшим с каждой торцовой стороны и размещение по торцам вагонеток переносных сигнальных светильников.

4.2.4. Крыша вагонетки должна исключать попадание воды внутрь ее и надежно защищать людей от попадания кусков угля и породы. Крыша должна иметь надежный электрический контакт с рельсами через кузов и ходовую часть.

4.2.5. Вагонетки должны иметь устройство для ограждения межвагонеточного пространства на высоте не менее 3/4 высоты вагонетки.

4.2.6. Размещение сидений внутри салона вагонетки, как правило, должно быть поперечным.

4.2.7. Коэффициент комфорта должен быть не менее 0,35 кв. м/посадочное место.

4.2.8. Конструкция сидений должна обеспечивать удобное положение тела человека. Поверхность сидений и спинок должна быть из материала низкой теплопроводности.

4.2.9. Высота от пола до крыши внутри вагонетки должна быть не менее 1250 мм, при этом расстояние от сиденья до крыши должно быть не менее 935 мм.

4.2.10. Уровень шума внутри салона вагонетки не должен превышать значений, допускаемых санитарно-гигиеническими нормами по ГОСТ 12.1.003-83.

4.2.11. Конструкция ходовой части вагонеток должна обеспечивать устойчивое движение по неровностям пути и вписывание в кривые с минимальным радиусом закругления, регламентируемые Правилами безопасности.

4.2.12. Ходовая часть вагонеток должна быть подрессоренной. Биение круга катания колеса не должно превышать 0,2 мм.

4.2.13. Ходовая часть вагонеток на колею 600 мм должна

состоять из двух тележек. Суммарная жесткость амортизаторов одной

5 5

тележки должна быть в пределах 2,8 x 10 - 4,0 x 10 Н/м.

Ходовая часть вагонеток на колею 900 мм может состоять из двух

колесных пар (подвесок). Суммарная жесткость пружины одной

5 5

подвески должна быть в пределах 4,0 x 10 - 6,0 x 10 Н/м.

4.2.14. Конструкция и размеры буферов вагонеток должны

исключать соединение их между собой при соударении, а также

обеспечивать вписывание вагонеток в кривые рельсового пути.

4.2.15. Вагонетки должны оборудоваться автоматическими или

жесткими сцепками с амортизирующими устройствами, работающими на

растяжение и сжатие.

6

Жесткость сцепного устройства должна быть не более 4,0 x 10

Н/м.

Запас прочности сцепок должен быть не менее 6 по отношению к

максимальной расчетной статической нагрузке.

4.2.16. Конструкция сцепного устройства должна обеспечивать вписывание вагонеток в кривые рельсового пути с минимальными радиусами закруглений и исключать самопроизвольную расцепку их во время движения.

4.2.17. Вагонетка помимо основной должна оборудоваться дополнительной предохранительной звеньевой сценкой.

Предохранительная сцепка должна рассчитываться на усилие не менее 30 кН и иметь запас прочности не менее 6 по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке.

Размеры и конструкция предохранительной сцепки должны исключать волочение ее по шпалам во время движения вагонетки.

4.2.18. Вагонетки должны оборудоваться стояночным тормозом с ручным управлением. Орган управления тормозом может находиться снаружи вагонетки и в случае необходимости (рычажный тормоз) иметь устройство, фиксирующее его положение.

Конструкция тормоза должна исключать контактирование пар трения при оттормаживании.

Усилие, развиваемое тормозным устройством, должно обеспечивать удержание полностью загруженных вагонеток на рельсовых путях с уклоном до 0,050, а также затормаживание их при движении на ползучей скорости.

4.2.19. Вагонетки должны быть оборудованы устройствами для подачи сигнала машинисту электровоза с любого пассажирского места в составе.

4.2.20. У пассажирских вагонеток, включаемых в грузовые составы и предназначенных для перевозки людей, сопровождающих составы с материалами и оборудованием, а также для перевозки людей в течение смены, допускаются:

- открытые дверные проемы высотой не менее 900 мм, ограждаемые цепями;

- крюковые невращающиеся подпружиненные сцепки;

- отсутствие стояночного тормоза с заменой его тормозным башмаком, входящим в состав вагонетки;

- подрессоренная подвеска кузова с использованием колесных пар.

4.3. Пассажирские вагонетки и секции пассажирских секционных поездов для наклонных выработок

4.3.1. Крыша вагонетки (секции) должна исключать попадание воды внутрь вагонетки (секции) и надежно защищать людей от попадания кусков угля и породы. При расчете крыши вагонеток (секций), а также верхней торцовой стенки кузова вагонеток, предназначенных для углов наклона выработок свыше 50°, необходимо учитывать динамический характер нагрузки от падения кусков угля и породы.

4.3.2. Входные проемы должны иметь закрываемые на время движения ограждения, а со стороны, противоположной посадке, проемы должны оборудоваться глухими ограждениями.

4.3.3. Конструкция ограждений должна исключать самопроизвольное соскакивание их при движении вагонеток (секций).

4.3.4. Конструкция кузова должна предусматривать:

- возможность установки санитарных носилок с пострадавшим в секциях и вагонетках для углов наклона до 50°;

- смотровые проемы в торцовых стенках секций перед сиденьем горнорабочего (кондуктора), а также в головных вагонетках для углов наклона до 50° на передней и задней торцовых стенках, а в прицепных вагонетках для этих углов наклона - на передней торцовой стенке (по ходу движения вниз);

- отверстия (проемы), закрытые красными светофильтрами из органического стекла толщиной не менее 4 мм, для использования в качестве сигнала шахтных светильников;

- опорные поверхности или элементы, предназначенные для подъема вагонеток (секций);

- кратчайшее расстояние между одноименными элементами соседних сидений секций, а также вагонеток для углов наклона до 50° - не менее 600 мм, высоту сиденья от пола для всех типов вагонеток (секций) - не менее 300 мм;

- амортизацию сидений секций, а также вагонеток для углов наклона до 50°;

- съемные внутренние перекрытия между сиденьями у вагонеток для углов наклона свыше 50°.

4.3.5. Коэффициент комфорта должен быть не менее 0,41 кв. м/посадочное место.

4.3.6. Конструкция сидений должна обеспечивать удобное положение тела человека. Поверхность сидений и спинок должна быть из материала низкой теплопроводности, сиденья для кондуктора должны быть полумягкими.

4.3.7. Вагонетки (секции) должны быть оборудованы поручнями для поддержания устойчивого положения пассажиров при торможении.

4.3.8. Боковые стороны сидений секций, а также вагонеток для углов наклона до 50° должны быть оборудованы ограждающими поручнями.

Боковые стороны сидений каждого этажа кузова вагонеток для углов наклона свыше 50° должны быть частично ограждены таким образом, чтобы защитить пассажиров и предупредить выпадание инструментов или других предметов, перевозимых в вагонетках.

4.3.9. Уровень шума на рабочем месте горнорабочего (кондуктора) и посадочных местах не должен превышать значений, предусмотренных санитарно-гигиеническими нормами по ГОСТ 12.1.003-83.

4.3.10. Конструкция ходовой части вагонеток (секций) должна обеспечивать устойчивое прохождение их по рельсовым путям с минимальными радиусами закруглений, которые должны быть:

8 м в плане и 25 м по профилю пути для вагонеток, используемых в выработках с углом наклона от 6° до 50°;

30 м в плане и 50 м по профилю пути для вагонеток, используемых в выработках с углом наклона свыше 50°.

Радиус закругления рельсового пути в профиле для секций должен быть не менее 25 м. В плане рельсовый путь должен быть прямолинейным.

4.3.11. Ходовая часть вагонеток для углов наклона до 50° должна состоять из двухосных ходовых тележек, имеющих свободный поворот относительно кузова не менее 10° в вертикальной, продольной и горизонтальной плоскостях.

Оси скатов ходовых тележек должны иметь амортизаторы, обеспечивающие ход 3 - 6 мм.

Ходовая часть вагонеток для углов наклона свыше 50° должна состоять из полуската (у головной вагонетки ската - ограничителя) и тележки балансирной, имеющей возможность поворота относительно корпуса вагонетки в вертикальной плоскости.

Ходовая часть секций должна состоять из колесной пары с амортизацией. Подшипниковый узел колесной пары должен быть унифицирован с грузовыми вагонетками.

4.3.12. Вагонетка (секция) должна быть оснащена надежными и безотказно действующими автоматическими устройствами (парашютами), останавливающими вагонетку (секцию) без резкого толчка в случае обрыва тягового каната, прицепного устройства или сцепки, а также при превышении скорости движения вагонетки (секции) на 25%. Кроме того, должна предусматриваться возможность включения парашютов от ручного привода секций, а также вагонеток для углов наклона до 50°.

4.3.13. Ограничитель скорости парашютной системы вагонеток должен оснащаться устройством, контролирующим наличие и исправность приводной цепи.

4.3.14. Головные вагонетки и секции секционного поезда должны оборудоваться устройством для механизированного возврата центральной тяги в транспортное положение после срабатывания парашютов.

4.3.15. Парашютная система вагонеток и секционных поездов должна обеспечивать автоматическое включение парашютов при аварийном проезде нижней посадочной площадки.

4.3.16. Прицепные секции, не используемые в качестве концевых в секционных поездах, могут не оборудоваться парашютами, обеспечивающими улавливание вагонеток на рельсовых путях, уложенных на любых типах шпал.

4.3.17. Привод парашютов должен обеспечивать одновременное включение парашютов всех вагонеток поезда (всех секций, оборудованных парашютами), а также ручное отключение привода с места горнорабочего (кондуктора) секций, а также вагонеток для углов наклона до 50° при переходе их на уклон менее 6° и автоматическое включение привода при переходе на уклон более 6°.

4.3.18. Парашюты должны обеспечивать величину замедления не более:

- 35 м/ кв. с - для углов наклона выработок до 30°;

- 40 м/кв. с - для углов наклона выработок до 50°;

- 50 м/кв. с - для углов наклона выработок свыше 50°.

4.3.19. Вагонетки для углов наклона свыше 30° должны оборудоваться устройствами, предотвращающими их опрокидывание при торможении и нормальной работе.

4.3.20. Головные вагонетки (опорные тележки секционных поездов) должны оборудоваться ограничителями скорости для автоматического включения тормозной системы (парашютов) при превышении скорости движения их вниз по выработке сверх допустимой на 15 - 25%.

4.3.21. Ограничитель скорости, установленный на опорной тележке секционного поезда, должен быть закрыт съемным защитным кожухом.

4.3.22. Головные вагонетки (головные секции) должны оборудоваться прицепными устройствами для соединения с тяговым канатом.

Прицепные вагонетки должны оборудоваться двумя промежуточными сцепками для присоединения к головной или другим прицепным вагонеткам.

Для этих же целей прицепные секции должны оборудоваться специальными жесткими сцепными устройствами и двумя гибкими предохранительными сцепками.

4.3.23. Прицепные и сцепные устройства должны иметь не менее 13-кратного запаса прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.

4.3.24. Прицепные устройства должны иметь маркировку с указанием допустимой статической нагрузки, заводского номера и даты изготовления.

4.3.25. Опорная тележка секционных поездов должна быть двухосной и обеспечивать возможность сцепки с грузовой вагонеткой и другими видами пассажирского рельсового транспорта.

4.3.26. При формировании пассажирских поездов более чем из трех вагонеток (секций) должна предусматриваться звуковая сигнализация горнорабочему (кондуктору) поезда, доступная всем пассажирам, находящимся в вагонетках (секциях).

4.3.27. В секциях, а также в вагонетках для углов наклона до 50° должна быть предусмотрена сигнализация с места горнорабочего (кондуктора) машинисту подъемной машины.

4.4. Средства доставки материалов и оборудования

4.4.1. Средства доставки материалов и оборудования (площадки, платформы и пр.) должны иметь:

- устройства для надежного крепления груза при его транспортировке по горизонтальным и наклонным выработкам;

- устройства (боковые стойки, торцовые стенки) для ограничения поперечных перемещений, а также удержания грузов при перевозке их по наклонным выработкам. Эти устройства должны обеспечивать фиксацию груза в его крайнем положении;

- продольную и поперечную устойчивость при работе в горизонтальных и наклонных выработках, характеризующуюся коэффициентом устойчивости не менее 1,5, а при погрузке и разгрузке - не менее 1,2, который определяется как отношение восстанавливающего момента к максимальному опрокидывающему.

4.4.2. Конструкция средств доставки должна обеспечивать возможность прицепки их к другим видам подвижного состава, применяемым в шахтах.

4.4.3. При конструировании средств доставки должна предусматриваться возможность использования их для прямой перегрузки доставляемых материалов и оборудования (за исключением длинномерных и негабаритных грузов) с поверхности до места назначения.

4.4.4. Средства доставки для перевозки длинномерных материалов и оборудования, выступающих за габариты их по длине, должны оснащаться жесткими сцепками с запасом прочности не менее 6-кратного.

4.4.5. Средства для доставки длинномерных материалов должны обеспечивать:

- возможность транспортировки материалов (труб, рельсов и т.п.) длиной до 12,5 м;

- вписывание в горные выработки с соблюдением нормируемых зазоров, а также возможность прохождения сопряжения горизонтальных выработок с наклонными с зазором между выступающими частями транспортного средства или транспортируемого груза и уровнем головки рельсового пути не менее 30 мм.

4.4.6. Остальные требования к ходовой части и буферно-сцепным устройствам средств доставки должны отвечать требованиям, предъявляемым к грузовым вагонеткам.