5. Нормы безопасности на шахтные локомотивы

5.1. Общие требования

5.1.1. Габаритные размеры локомотивов должны обеспечивать их вписывание в типовые сечения горных выработок, предназначенных для откатки локомотивами, с соблюдением зазоров, установленных "Правилами безопасности в угольных шахтах".

5.1.2. Конструкция локомотивов должна позволять устанавливать на нем автоматическую и штыревую сцепки.

5.1.3. Локомотивы должны оборудоваться амортизирующими буферно-сцепными устройствами с вылетом буфера не менее 150 мм в сжатом его состоянии.

5.1.4. На локомотивах должны быть предусмотрены защищенные от капежа места для установки аппаратуры связи машиниста электровоза с диспетчером, аппаратуры управления стрелочными переводами, а также должна быть предусмотрена возможность подключения указанной аппаратуры к источнику питания.

На взрывозащищенных аккумуляторных электровозах должно быть предусмотрено место для установки переносного прибора контроля содержания метана. Эти электровозы должны оборудоваться также прибором контроля водорода.

Допускается на локомотивах сцепным весом до 70 кН не предусматривать место для установки аппаратуры связи машиниста с диспетчером.

5.1.5. Клиренс локомотива должен быть не менее 70 мм.

5.1.6. Локомотивы должны оборудоваться песочницами, рассчитанными на подачу песка влажностью до 7%. Привод песочницы должен обеспечивать регулируемую подачу песка.

Для привода песочниц рекомендуется использовать ножную педаль.

5.1.7. Локомотивы должны оборудоваться звуковым двухтональным сигнализатором, а также сигнализатором ударного действия. Для локомотивов сцепным весом до 70 кН допускается применение только механического сигнализатора ударного действия.

5.1.8. Локомотивы должны оборудоваться скоростемерами, имеющими цену деления 1 км/ч.

Допускается не устанавливать скоростемер на локомотивах, оснащенных следящей системой стабилизации скорости. Задающее устройство этой системы должно иметь параметры и оцифровку установок скорости, аналогичную скоростемеру.

5.1.9. Двухсекционные локомотивы должны иметь управление движением обеих секций как в режиме тяги, так и в режиме торможения из кабины каждой секции и иметь блокировку, исключающую возможность одновременного включения локомотива из обеих кабин.

5.1.10. Локомотивы должны иметь места для установки средств пожаротушения (огнетушителей по числу кабин), а также для размещения сцепок для прицепки вагонеток и платформ, домкратов или самоставов, тормозных башмаков и приспособлений для сцепки-расцепки вагонеток. Указанные изделия должны поставляться комплектно с локомотивом.

5.1.11. Конструкция локомотива должна обеспечивать:

- невозможность включения тяговых двигателей остановленного локомотива машинистом, находящимся вне кабины;

- отключение двигателей и наложение тормозов при выходе машиниста из кабины движущегося электровоза.

5.1.12. Подаче напряжения на тяговые двигатели электровоза от системы управления должна предшествовать предварительная подготовка электрической схемы (в силовых или вторичных цепях), выполняемая с помощью специального ключа заводского изготовления. При этом должна исключаться возможность применения для этой цели любых посторонних предметов.

На локомотивах других типов также должны быть устройства, не допускающие управления ими посторонними лицами.

5.1.13. Конструкция локомотивов с дизельным приводом должна также удовлетворять требованиям "Норм безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт".

5.1.14. Срок службы механической защиты кабелей должен быть не менее срока службы электровоза.

5.1.15. Конструкция скоростемера должна быть рассчитана на эксплуатацию в течение срока службы локомотива.

5.1.16. Подверженные воздействию агрессивной среды детали крепления узлов, требующих в ходе эксплуатации периодической регулировки, рекомендуется изготавливать из коррозионноустойчивых материалов.

5.2. Требования к кабинам локомотивов

5.2.1. Локомотивы сцепным весом 70 кН и более должны оборудоваться двумя концевыми или одной центрально расположенной кабиной, имеющими выход на обе стороны шириной не менее 600 мм, крышу и закрытый прозрачным материалом, не дающим при повреждении острых осколков, лобовой проем. При открывании дверей габариты электровоза не должны увеличиваться.

Конструкция кабин локомотивов должна быть такой, чтобы непросматриваемая машинистом зона по ходу движения не превышала 1,5 м для двухкабинных электровозов, 18 м - для локомотивов с одной концевой кабиной, 15 м - для локомотивов с центрально расположенной кабиной.

5.2.2. Аппаратура управления, защиты и контроля в кабине локомотива не должна затруднять машинисту управление машиной и мешать посадке или выходу его из кабины через любой из дверных проемов.

5.2.3. Локомотивы, оборудованные двумя кабинами, должны иметь зеркало заднего обзора и устройство управления им.

5.2.4. Сиденье машиниста должно регулироваться по высоте и покрываться виброгасящим материалом с низкой теплопроводностью. Площадь сиденья должна быть не менее 0,15 кв. м.

5.2.5. Конструкция кабин должна обеспечивать:

- установку сиденья машиниста по направлению движения. При наличии одной кабины допускается другое его расположение;

- установку второго сиденья в кабинах шириной более 1050 мм.

5.2.6. Элементы кабины, связанные с буфером электровоза, должны рассчитываться на знакопеременные нагрузки, передаваемые на них буферно-сцепными устройствами.

5.3. Требования к тормозным системам локомотивов

5.3.1. Тормозная система локомотивов должна обеспечивать три вида торможения:

- стояночное торможение, обеспечивающее длительное удержание поезда расчетного веса на уклоне 0,050 при коэффициенте сцепления колес с рельсами 0,17;

- служебное (рабочее) торможение, обеспечивающее регулирование и снижение скорости поезда вплоть до остановки;

- экстренное торможение, обеспечивающее остановку поезда на пути, регламентированном "Правилами безопасности...".

5.3.2. При расчете элементов тормозной системы на прочность отношение максимальной тормозной силы к массе локомотива должно приниматься 0,3.

5.3.3. При наличии на колодочном тормозе двух приводов должно обеспечиваться независимое их включение.

5.3.4. Для стояночного торможения должны использоваться колодочные тормоза нормально-замкнутого типа или с ручным фиксируемым приводом.

Для служебного (рабочего) торможения электровозов должно применяться электродинамическое торможение в сочетании с колодочным тормозом. Колодочный тормоз при этом должен применяться для дотормаживания и остановки поезда.

При динамическом торможении должно обеспечиваться снижение скорости до 2,5 км/ч и менее.

Для экстренного торможения должен использоваться колодочный (дисковый) тормоз, обеспечивающий экстренное торможение самостоятельно.

5.3.5. Электровозы, предназначенные для работы на завышенных профилях пути, кроме перечисленных тормозных систем, должны оборудоваться дополнительными тормозными средствами, в качестве которых могут использоваться магниторельсовые тормоза или рассредоточенная по длине состава тормозная система. В этом случае режим экстренного торможения должен рассчитываться с учетом действия как колодочного тормоза, так и дополнительных тормозных средств.

5.3.6. Время срабатывания тормозной системы в экстренном режиме торможения не должно превышать 2 с. Время срабатывания тормозной системы считается от момента воздействия машинистом локомотива на органы управления тормозом до момента достижения расчетной тормозной силы, создаваемой тормозной системой.

5.3.7. Электровозы с тиристорной системой управления должны быть оснащены рукояткой (педалью) бдительности, обеспечивающей автоматическое отключение привода при прекращении воздействия на рукоятку (педаль) машиниста.

5.3.8. Конструкция и компоновка механического тормоза не должна допускать:

самопроизвольное разрегулирование тормоза (самораскручивание форкопфа от вибрации);

боковое смещение колодок от нормального положения по отношению к бандажу колеса;

деформацию или поломку деталей тормоза при сходе электровоза с рельсов.

5.4. Требования к электрическому оборудованию электровозов

5.4.1. Все электрооборудование электровозов в исполнении РП и РВ должно изготавливаться в соответствии с действующими нормативно-техническими документами на рудничное взрывозащищенное электрооборудование, а электровоз в исполнении РН - на рудничное электрооборудование в исполнении РН.

Вновь создаваемые электровозы в исполнении РВ должны иметь автоматическую газовую защиту.

5.4.2. Конструкция батарейных ящиков и аккумуляторных батарей должны отвечать требованиям действующей нормативно-технической документации, а также выдержать испытания, предусмотренные РТМ "Оборудование электротехническое взрывозащищенное и рудничное. Методы испытаний" (ОАА.638.013-71).

По согласованию с испытательной организацией допускается иметь в отсеке напряжение выше 40 В, если приняты дополнительные меры по обеспечению высокого сопротивления изоляции аккумуляторных батарей относительно корпуса батарейного ящика. Схема расстановки аккумуляторов должна быть такой, чтобы исключалась возможность прикосновения человека к полюсам схемы с напряжением более 40 вольт.

Для изоляции аккумуляторной батареи от корпуса батарейного ящика могут быть использованы съемные изоляционные щиты и решетчатые поддоны, обеспечивающие максимальный сток электролита из батарейного ящика.

5.4.3. Крышка батарейного ящика должна иметь надежное крепление и открываться с помощью ключа управления электровозом.

5.4.4. На батарейном ящике должен быть предусмотрен наружный заземляющий зажим для заземления ящика во время заряда батареи.

5.4.5. Батарейные ящики должны изготавливаться с учетом возможности снятия их с электровоза на зарядный стол и обратно кранбалкой, а электровозы (секция) сцепным весом до 50 кН должны оборудоваться (по специальным заказам потребителей) приспособлениями для механического скатывания батарейных ящиков с электровоза на зарядный стол и обратно.

5.4.6. Батарейный ящик должен надежно фиксироваться и закрепляться на раме электровоза. Недопустимы продольные, поперечные и вертикальные смещения ящика относительно рамы в любом режиме работы электровоза, а также при сходе его с рельсов и при спуске или подъеме электровоза по наклонной выработке до 30°.

5.4.7. Аккумуляторный электровоз должен комплектоваться устройством для контроля степени заряженности (разряженности) аккумуляторных батарей и контроля состояния изоляции.

5.4.8. Соединение аккумуляторов в батарею должно выполняться с помощью гибких изолированных перемычек. Последние не должны нести механической нагрузки.

5.4.9. На контактных электровозах должно быть предусмотрено место для размещения заградительных устройств защиты от утечек тока. В электрической схеме электровоза должны предусматриваться зажимы для включения заградительных устройств в цепь токоприемника и в цепь "минуса".

5.4.10. Металлические части токоприемника, не находящиеся под напряжением, должны иметь электрический контакт с корпусом электровоза.

5.4.11. В конструкции токоприемника контактных электровозов должны быть предусмотрены технические решения, обеспечивающие снижение искрообразования при токосъеме.

5.4.12. Токоприемник должен управляться дистанционно из кабины электровоза.

5.4.13. Контактный электровоз должен быть оборудован блокировкой, предотвращающей подачу напряжения на электровоз при подъеме токоприемника, если контроллер не находится в нулевом положении.

5.5. Требования к освещению локомотивов

5.5.1. Каждый электровоз должен оборудоваться системой освещения с фарами белого и красного света. Допускается совмещение в одной фаре белого и красного света.

Система освещения должна обеспечивать:

- переключение ламп белого света на ближний и дальний свет;

- уровень освещенности в неосвещенной выработке на расстоянии 40 м при включении основного (дальнего) света не менее 2 лк;

- включение фары красного света.

5.5.2. Фары должны иметь регулировку направления света фар.

5.5.3. Лампы белого и красного света должны питаться стабилизированным напряжением. Схема и конструкция системы освещения должны допускать питание ламп через гасящий резистор.