3. Общие требования

3.1. Болтовые и винтовые соединения устройств обеспечения безопасности не должны допускать самоотвинчивания.

3.2. Алюминиевые сплавы, применяемые для изготовления наружных деталей горнотранспортного оборудования, должны обеспечивать фрикционную искробезопасность, что должно подтверждаться заключением аккредитованной испытательной организации.

Допускается обеспечивать фрикционную искробезопасность деталей горнотранспортного оборудования с помощью защиты их ограждениями от ударов щитками, изготовленными из неопасных в отношении фрикционного искрения металлов, или прочных и надежных в процессе эксплуатации защитных покрытий наружных поверхностей этих деталей.

3.3. Сборочные единицы, детали и комплектующие изделия, входящие в конструкцию оборудования подземного транспорта, изготовленные полностью или частично из неметаллических материалов, должны удовлетворять требованиям ОСТ 12.24.294-86 "Оборудование горношахтное. Изделия неметаллические. Электростатическая искробезопасность. Общие технические требования и методы испытаний".

3.4. При наличии в оборудовании узлов, выделяющих при работе тепло, должны предусматриваться средства, исключающие нагрев наружных поверхностей сверх допустимой температуры.

Предельно допустимая температура наружных частей оборудования в нормальном режиме работы не должна превышать 150 °C, и они должны ограждаться от возможности случайного прикосновения обслуживающим персоналом.

Уровень нагрева частей оборудования, соприкасающихся с горючими смазочными и рабочими жидкостями, не должен превышать 80% от температуры самовоспламенения применяемых жидкостей.

3.5. Конструкция оборудования подземного транспорта должна, как правило, исключать значительное разбрасывание (просыпание) горной массы при ее погрузке и разгрузке (перегрузке).

На оборудовании, при работе которого возможно разбрасывание горной массы, должны быть устройства для защиты людей, находящихся вблизи оборудования.

3.6. Движущиеся части оборудования подземного транспорта, если они являются источником опасности, должны быть ограждены, за исключением частей, ограждение которых не допускается их функциональным назначением (конвейерные ленты, ролики, канаты дорог и т.п.).

3.7. В тех случаях, когда оборудование или их исполнительные органы представляют опасность для людей и не могут быть ограждены (подвижной состав, конвейеры, канатные, монорельсовые и напочвенные дороги), должны быть предусмотрены сигнализация, предупреждающая о пуске оборудования в работу, и средства экстренного останова и отключения от источников энергии.

3.8. Предпусковой предупредительный сигнал должен быть звуковым, продолжительностью не менее 5 с. Слышимость сигнала должна обеспечиваться по всей длине конвейера, а для остального оборудования - во всей зоне, опасной для людей.

3.9. Система управления оборудованием (если это предусмотрено нормами безопасности на конкретный вид оборудования) должна обеспечивать автоматическую подачу предупредительного сигнала при воздействии на органы включения (пуска) оборудования.

3.10. В отдельных случаях для оборудования, выполняющего технологические операции путем многократных перемещений, допускается наличие раздельных органов для подачи сигнала и для включения оборудования.

3.11. В системе автоматической предупредительной сигнализации должен предусматриваться контроль подачи предупредительного сигнала.

Контроль подачи предупредительного сигнала не обязателен при местном управлении оборудованием в тех случаях, когда сигнализатор звука находится непосредственно на нем.

3.12. Система предупредительной сигнализации не должна допускать использования ее в качестве кодовой для подачи оперативных сигналов.

3.13. Место размещения органов управления оборудованием подземного транспорта должно определяться с учетом возможности обеспечения удобного и безопасного расположения человека относительно элементов крепи и другого оборудования, находящегося в выработке.

3.14. Нагрев пультов и органов управления, а также других частей, с которыми человек вынужден соприкасаться во время работы оборудования, не должен превышать 40 °C.

3.15. Места контактов работающего с органами управления, как правило, должны быть выполнены из электроизоляционных и нетеплопроводных материалов.

3.16. Органы оперативного управления и аварийного отключения должны быть сосредоточены в одном месте и расположены так, чтобы был обеспечен свободный и безопасный доступ к ним во время работы оборудования.

3.17. Рукоятки и кнопки управления должны быть удобными и иметь защиту от случайного воздействия, приводящего к включению оборудования.

3.18. Органы управления (рукоятка, кнопки, рычаги, тумблеры, переключатели и др.) должны окрашиваться в цвет, контрастный по отношению к цвету панелей.

Панели пультов управления, на которых расположены органы управления, должны быть окрашены в цвета, отличающиеся от окраски корпуса оборудования.

3.19. Органы аварийного отключения должны быть красного цвета, устанавливаться на панели обособленно, отличаться формой или размером от остальных элементов управления, иметь указатель их положения и надписи о назначении, быть легко доступными для персонала и иметь устройства для принудительной фиксации в отключенном положении.

3.20. В конструкции оборудования подземного транспорта должен обеспечиваться свободный и безопасный доступ к местам технического обслуживания и ремонта с использованием стандартного или поставляемого в комплекте с оборудованием инструмента.

3.21. Оборудование подземного транспорта должно комплектоваться специальными приспособлениями и инструментом для проведения технического обслуживания и ремонта.