7. Нормы безопасности на подземные пассажирские подвесные канатные дороги

7. Нормы безопасности на подземные пассажирские

подвесные канатные дороги

7.1. Общие требования

7.1.1. Дороги, наряду с перевозкой пассажиров, должны обеспечивать возможность перевозки единичных грузов массой до 250 кг.

7.1.2. Конструкция канатно-кресельной дороги должна обеспечивать безопасный проезд людей вокруг приводного и натяжного шкивов в аварийных случаях.

7.1.3. Конструктивное исполнение дороги должно соответствовать проекту, утвержденному техническим директором шахты.

7.2. Требования к приводной станции

7.2.1. Привод канатной дороги должен обеспечивать две скорости тягово-несущего каната - рабочую и скорость для осмотра каната не более 0,3 м/с.

7.2.2. Рабочая скорость движения тягово-несущего каната канатно-кресельной дороги не должна превышать 1,4 м/с.

7.2.3. На приводах канатных дорог не допускается применение ременных и клиноременных передач, а также разъемной фрикционной связи между шкивом и двигателем (редуктором).

7.2.4. Приводная станция должна иметь два тормоза: рабочий и предохранительный.

В приводах с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять сама гидропередача.

Предохранительный тормоз должен быть колодочного или дискового типа, иметь грузовое или пружинное замыкание и воздействовать непосредственно на приводной шкив дороги.

7.2.5. Каждый из тормозов при их раздельной работе должен обеспечивать тормозной момент не менее двухкратного по отношению к статическому.

При одновременном наложении двух тормозов каждый из них должен создавать тормозной момент не менее 1,25 статического при наиболее тяжелых условиях нагрузки.

Включение и выключение рабочего тормоза должно осуществляться автоматически при пуске и остановке дороги, а также вручную с места установки привода.

Предохранительный тормоз должен включаться автоматически при срабатывании защиты, а также вручную с привода дороги. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза не должна превышать 0,6 с.

7.2.6. Замедление как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.

7.2.7. Ускорение каната при пуске привода дороги не должно превышать 0,7 м/кв. с.

7.2.8. Запас надежности сцепления тягово-несущего каната с приводным шкивом (отношение тягового усилия, которое может создавать шкив по условию нескольжения каната, к требуемому рабочему усилию) в период пуска или торможения должен быть не менее 1,2.

7.2.9. Отношение диаметра приводного шкива к диаметру каната должно быть не менее 50.

7.2.10. Расстояние между ветвями тягового каната должно быть не менее 1 м.

7.3. Требования к натяжной станции

7.3.1. Натяжение тягово-несущего каната должно производиться автоматическими устройствами (в том числе грузовыми), обеспечивающими постоянную величину натяжения.

7.3.2. Ход каретки натяжного устройства должен обеспечивать компенсацию удлинения тягово-несущего каната. Величину остаточного удлинения каната рекомендуется принимать равной 0,5%.

7.3.3. Величина натяжного усилия должна выбираться из условия, чтобы максимальный провес тягово-несущего каната (в средней части пролета) под воздействием собственной массы и массы груженого подвесного сиденья не превышал 150 мм.

7.3.4. Для каната натяжного устройства рекомендуется применять канаты, по конструкции аналогичные тягово-несущему, имеющие не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к величине натяжного усилия.

7.3.5. Отношение диаметра натяжного шкива к диаметру тягово-несущего каната должно быть не менее 50.

Диаметр отклоняющих шкивов натяжного устройства должен составлять не менее 20 диаметров натяжного каната.

7.4. Требования к тягово-несущему канату, поддерживающим и направляющим роликам

7.4.1. На канатно-кресельных дорогах в качестве тягово-несущего должны применяться грузолюдские круглопрядные канаты диаметром не менее 15,0 мм с линейным касанием проволок в пряди, крестовой свивки, с органическим сердечником.

7.4.2. Тягово-несущий канат должен иметь при подвеске запас прочности не ниже 6-кратного по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке.

7.4.3. Конструкция поддерживающих и направляющих роликов должна обеспечивать плавное (без рывков) прохождение по ним зажимов подвесных сидений и не допускать выхода каната из желоба.

7.4.4. Диаметр поддерживающих и направляющих роликов должен составлять не менее 6 диаметров тягово-несущего каната, но быть не менее 100 мм.

7.4.5. Конструкция роликоопоры должна обеспечивать возможность регулирования положения роликов относительно каната и исключать попадание каната между роликом и роликоопорой.

7.4.6. Ролики рекомендуется футеровать упругими износоустойчивыми материалами.

7.4.7. Расстояние между поддерживающими роликами по трассе дороги не должно превышать 10 м.

Крайние поддерживающие ролики у приводной и натяжной станций должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы ось каната располагалась в плоскости желоба шкива.

7.4.8. Угол перегиба каната на роликах не должен превышать 3°.

7.5. Требования к подвесным сиденьям

7.5.1. Подвесные сиденья кресельных дорог должны быть постоянно закреплены на тягово-несущем канате.

7.5.2. Интервал движения между подвесными сиденьями должен быть не менее 8 с.

7.5.3. Конструкция зажимов должна обеспечивать свободное прохождение их по поддерживающим и направляющим роликам.

Усилие сцепления зажима с канатом должно быть не менее 3-кратной величины составляющей массы груженого сиденья, направленной вдоль тягово-несущего каната на максимальном уклоне. При этом удельное давление зажима на канат не должно превышать 30 МПа.

Запрещается увеличивать силу сцепления за счет устройства в зажиме внутренних выступов, входящих в канат.

7.5.4. Детали зажима и несущих элементов сиденья должны рассчитываться с 5,5-кратным запасом прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.

Детали, работающие в условиях совместного действия изгиба и растяжения или сжатия, должны рассчитываться с 4-кратным запасом прочности по отношению к пределу текучести.

7.5.5. Продольная ось симметрии площадки сиденья и ось каната должны располагаться в одной вертикальной плоскости.

Расстояние от площадки сиденья до поддерживающего ролика или элементов его крепления должно быть не менее 1,0 м.

7.5.6. Площадки сиденья должны изготавливаться из материала с низкой теплопроводностью и иметь площадь не менее 0,06 кв. м при ширине не более 0,3 м.

7.5.7. Подвесные сиденья должны оборудоваться подножками. Расстояние от плоскости площадки сиденья до оси подножки должно быть не менее 0,3 м.

7.5.8. Крепление подвесного сиденья и его конструкция должны обеспечивать горизонтальное положение площадки сиденья при любых углах наклона трассы и предотвращать боковое раскачивание сиденья.

7.5.9. Конструкция подвесных сидений должна обеспечивать возможность крепления к ним носилок для транспортировки пострадавшего.

7.5.10. Каждая дорога должна комплектоваться двумя специальными подвесными устройствами для эпизодической перевозки грузов массой до 250 кг.

7.6. Требования к системе управления

7.6.1. Подвесные канатно-кресельные дороги должны оснащаться аппаратурой управления, обеспечивающей:

- дистанционное управление приводом дороги с посадочных площадок с трассы, в том числе с промежуточных кнопочных постов, устанавливаемых не более чем через 100 м по трассе дороги, или местное управление машинистом приводной станции;

- экстренную остановку привода с любой точки трассы, в том числе пассажирами, находящимися на сиденьях;

- автоматическую остановку привода при опускании или подъеме натяжного груза ниже или выше установленном величины, срабатывании концевых выключателей положения натяжной каретки, неисправности цепей управления или экстренной остановки, превышении скорости тягово-несущего каната на 25%, срабатывании тормозных устройств.

7.6.2. Аппаратура управления канатно-кресельными дорогами должна исключать возможность:

- пуска дороги без подачи предпускового предупредительного сигнала;

- повторного пуска привода при срабатывании защиты от превышения (снижения) скорости каната до устранения причин, вызвавших остановку привода;

- повторного пуска привода до тех пор, пока не будет снят сигнал "стоп" с места остановки дороги при экстренном отключении;

- одновременного дистанционного и местного управления приводом дороги.