3. Перевозка людей и грузов

3.1. К управлению напочвенной дорогой допускаются лица, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверение на право управления дорогой и назначенные приказом по шахте.

3.2. Перевозка пассажиров и лиц, управляющих дорогой или сопровождающих груз, должна осуществляться пассажирскими тележками (вагонетками). Допускается осуществлять перевозку людей грузовыми тележками со съемными пассажирскими кабинами, буксировочными и тормозными тележками со стационарными или съемными пассажирскими кабинами. Количество, расположение в составе дороги средств для перевозки людей, способ установки съемных кабин определяются конструкцией дороги, эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.

(п. 3.2 в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Управлять напочвенной дорогой разрешается из состава или с привода по сигналам из состава. При этом лицо, управляющее дорогой или подающее сигналы из состава, должно находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.

Допускается управлять грузовой дорогой с привода по сигналам с конечных пунктов откатки.

3.4. При работе грузовой или грузолюдской дороги в режиме перевозки грузов кроме лица, управляющего дорогой, в составе должно находиться не более двух человек, сопровождающих груз.

(п. 3.4 в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.5. Допускается перевозка ручного инструмента в пассажирских кабинах. При этом инструмент не должен выступать за габариты кабины.

3.6. Перевозка людей и грузов напочвенными дорогами в конвейеризированных выработках во время работы конвейера допускается при углах наклона выработки не более 10°. При условии оборудования конвейера ловителями ленты или устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент) допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках с углом наклона до 18°.

Во всех остальных случаях одновременная работа дороги и конвейера не допускается. При этом должна предусматриваться блокировка, предотвращающая возможность такой работы.

Абзац исключен. - Постановление Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.7. При перевозке людей конвейером, а также при обслуживании и ремонте конвейера находящаяся рядом с ним напочвенная дорога должна быть остановлена, а линия управления ею - заблокирована.

3.8. Формирование составов напочвенных дорог должно производиться в соответствии с эксплуатационной документацией с принятием мер безопасности против случайного скатывания грузовых вагонеток (платформ) в наклонную часть выработки.

Состав напочвенной дороги должен быть сформирован таким образом, чтобы человек, управляющий дорогой, всегда находился лицом по направлению движения.

Напочвенная дорога должна иметь постоянную часть состава (тормозные, буксировочные, грузовые и пассажирские тележки), не подвергаемую расформированию в процессе эксплуатации.

Разрешается к постоянной части состава дороги прицеплять грузовые вагонетки и платформы. При этом рельсовый путь дороги должен быть идентичен (тип рельсов, ширина колеи) пути примыкающих выработок, а общая масса состава с учетом массы постоянной части не должна превышать тяговых параметров привода дороги.

При формировании постоянной части состава грузовые и пассажирские единицы должны располагаться, как правило, между тормозными тележками (единицами состава с парашютной системой). Разрешается формирование постоянного состава дороги с одной тормозной тележкой (единицей состава с парашютной системой) при выполнении следующих требований:

- в выработках с односторонним уклоном пассажирские и грузовые единицы состава должны располагаться выше тормозной тележки;

- в выработках со знакопеременным профилем пассажирские и грузовые единицы состава должны соединяться между собой и тормозной (буксировочной) тележкой не менее чем двумя соединительными элементами (сцепки, контрсцепки) заводского изготовления. Нормативный срок службы соединительных элементов - 5 лет.

Прицепная часть состава должна сцепляться с тормозной или буксировочной тележкой постоянной части состава. В выработках с односторонним уклоном при расположении прицепной части состава ниже тормозной тележки и в выработках со знакопеременным профилем прицепная часть состава должна оборудоваться средствами, препятствующими скатыванию вагонеток при обрыве или самопроизвольном рассоединении их сцепок (предохранительные канаты, съемные ловители вагонеток).

(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.9. На посадочных площадках грузолюдских дорог должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.

Перед входами в выработки с дорогами должны устанавливаться транспаранты с надписью "напочвенная дорога".

(абзац введен Постановлением Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)

3.10. Выработки и подвижной состав напочвенных дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт. При расположении прицепной части в голове состава на торцевой части первой по ходу вагонетки должен навешиваться переносной (головной) светильник. Рабочее место лица, управляющего дорогой, должно быть оборудовано звуковым электрическим сигнализатором или механическим сигнализатором ударного действия.

(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.11. Запрещается:

перевозить людей в составе с грузом, за исключением лиц, управляющих дорогой и сопровождающих груз;

управлять дорогой другим лицам, кроме указанных в п. 3.1 настоящей Инструкции;

езда людей на грузовых тележках (вагонетках);

эксплуатировать напочвенные дороги в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработки, а также при неисправности пути, подвижного состава, тормозных систем, аппаратуры управления и сигнализации и средств связи;

перевозить крупногабаритное оборудование без участия лица технического надзора;

прицеплять платформы с длинномерными материалами или с крупногабаритным оборудованием непосредственно за или перед кабиной, в которой находятся люди;

передвижение людей по наклонной выработке во время работы напочвенной дороги.