5. Надзор и контроль

5.1. Обслуживающий персонал должен ежесменно перед началом работы осматривать подвижной состав, приводную станцию, натяжное устройство, сцепные и сигнальные устройства, а парашютные устройства опробовать включением вручную.

Выработка, привод, парашютные устройства и электрооборудование не реже одного раза в сутки должны осматриваться ответственным лицом, назначенным приказом по шахте.

Контроль состояния оборудования напочвенной дороги должен осуществляться еженедельно механиком участка, в ведении которого находится дорога, а грузолюдской - также ежеквартально главным (старшим) механиком шахты или назначенным им лицом из числа ИТР.

Результаты осмотра заносятся в книгу осмотра подъемной установки, форма которой имеется в Правилах безопасности угольных шахт (п. п. 1, 2, 4, 12, 15, 16).

5.2. На дорогах, установленных в выработках с углом наклона более 5°, ежемесячно под руководством механика участка должны производиться испытания ограничителей скорости парашютных устройств.

5.3. Парашютные устройства дорог должны испытываться не реже одного раза в шесть месяцев в соответствии с требованиями эксплуатационной документации под руководством главного (старшего) механика шахты.

Результаты испытаний должны заноситься в книгу осмотра подъемной установки.

5.4. Тяговые канаты напочвенных дорог должны быть испытаны перед навеской согласно требованиям Правил безопасности. Канат должен браковаться, если в нем при испытании по проволокам суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, составляет 6%.

5.5. В процессе эксплуатации тяговые канаты должны испытываться повторно через каждые шесть месяцев. Если суммарная площадь поперечных сечений проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната, канат должен быть снят.

На повторные испытания представляется рабочий участок тягового каната, примыкающий к месту его закрепления на раме буксировочной тележки.

(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46)

(см. текст в предыдущей редакции)

При предоставлении на испытания канатов грузолюдских дорог в заявлении должны указываться два значения нагрузки: в режиме перевозки людей и в режиме перевозки грузов.

5.6. Осмотр тягового каната должен проводиться ежесуточно специально назначенным и обученным лицом.

Еженедельный осмотр каната проводится механиком участка.

Не реже одного раза в шесть месяцев осмотр каната должен проводиться с участием главного (старшего) механика шахты.

Осмотр канатов должен проводиться по всей длине при скорости не более 0,3 м/с. Для дорог длиной более 500 м допускается производить осмотр каната поэтапно в течение нескольких смен, не превышая установленной периодичности.

Осмотр канатов на грузовых дорогах, не имеющих специальной смотровой скорости до 0,3 м/с и установленных в выработках с углом наклона менее 10°, допускается производить при остановленном канате путем его обхода.

Допускается также проводить ежесуточный осмотр каната, у которого число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок на длине шага свивки, при скорости движения до 1 м/с.

Результаты осмотров должны заноситься в книгу осмотра подъемных канатов и их расхода, форма которой имеется в Правилах безопасности.

5.7. Запрещается эксплуатация канатов:

а) при наличии порванных, выпученных или запавших прядей, узлов, "жучков" и других повреждений;

б) если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5% от общего числа в канате;

в) при утонении более чем на 10% от номинального диаметра.

5.8. В случае экстренного нагружения каната работа напочвенной дороги должна быть немедленно остановлена для осмотра каната.