1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:

а) затрагивают:

- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливают правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также об организациях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции);

в) обязательны для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не подведомственных федеральным органам исполнительной власти, совместно издавшим нормативный правовой акт.

Такое подробное определение актов, подлежащих государственной регистрации, введено в Правила с 26.02.2023. До этого формулировка содержала только общий принцип: государственной регистрации подлежали нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Подробное описание нормативных актов, подлежащих государственной регистрации, содержалось в пункте 9 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 23.04.2020 N 105 (а до 27.05.2020 - в пункте 12 действовавших ранее Разъяснений, утвержденных Приказом Минюста от 04.05.2007 N 88).

Следует также отметить, что государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу.

Зарегистрированные НПА в течение десяти дней после дня их регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). "Официальный интернет-портал правовой информации" является источником официального опубликования для ведомственных актов, прошедших государственную регистрацию, с 1 января 2015 года.

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru).

До 29 мая 2017 года официальным источником опубликования являлся также Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Помимо актов федеральных органов исполнительной власти государственной регистрации в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ и Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 также подлежат акты, имеющие нормативный характер, издаваемые:

- Банком России;

- Пенсионным фондом РФ <*>;

- Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

- Фондом социального страхования РФ <*>;

- Следственным комитетом России.

--------------------------------

<*> С 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования реорганизованы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (СФР).

Согласно пункту 13 Разъяснений, утвержденных Приказом Минюста России от 23.04.2020 N 105 (в настоящее время утратили силу, новый нормативный акт, содержащий аналогичные нормы, не принят), не подлежат представлению на государственную регистрацию:

1) акты внутриведомственного характера:

а) индивидуальные правовые акты, в том числе:

- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

- действие которых исчерпывается однократным применением;

- срок действия которых истек;

- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

2) документы по стандартизации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также формы федерального статистического наблюдения либо иные акты, регулирующие отношения, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации;

3) акты рекомендательного характера;

4) акты об утверждении положений о конкретных территориальных органах или структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти;

5) иные акты в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

изменение процентных ставок;

размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов);

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций;

прямые количественные ограничения;

отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8.4 статьи 19.1 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ не подлежат государственной регистрации акты Банка России, определяющие особенности осуществления государственной регистрации выпусков акций эмитентов, указанных в пунктах 1 и 3 статьи 19.1 указанного Закона, номинальная стоимость которых выражена в валюте Российской Федерации, в том числе перечень документов, представляемых для такой государственной регистрации, и состав содержащихся в них сведений, форму документа, подтверждающего присвоение Банком России выпуску (выпускам) таких акций регистрационного номера, и требования к его содержанию, а также особенности учета прав на такие акции.