6.2. Специальные железнодорожные вагоны

Для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам используются следующие типы специальных вагонов:

- вагон специальный модели ЦМВ61-512, колеи 1520 мм;

- вагон специальный модели ЦМВ61-519, колеи 1520 мм;

- вагон специальный модели ЦМВ61-824, колеи 1520 мм;

- вагон специальный модели ЦМВ61-4500, колеи 1520 мм.

Для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железным дорогам с нестандартной колеей используются следующие типы специальных вагонов:

- вагон пассажирский специальный модели ЦМВ, колеи 1067 мм;

- вагон пассажирский специальный модели 48-096, колеи 750 мм.

Для перевозки осужденных на ЛЗУ используются грузовые платформы узкоколейной железной дороги.

Вагон специальный модели ЦМВ61-512 (рисунок 6.2.1) предназначен для перевозки осужденных по магистральным железным дорогам колеи 1520 мм.

Техническая характеристика:

- длина кузова 23600 мм;

- ширина кузова 3100 мм;

- масса тары вагона не более 52 т;

- количество мест для осужденных (при продолжительности перевозки до четырех часов) 104;

- количество мест для осужденных (при продолжительности перевозки более четырех часов) 80;

- количество служебных мест 10;

- конструктивная скорость не более 160 км/ч.

00000264.png

1 - тамбур котлового конца; 2 - туалет котлового конца;

3 - служебное помещение; 4 - кухня; 5 - купе начальника

караула; 6 - купе состава караула; 7 - малая камера;

8 - большая камера; 9 - туалет некотлового конца;

10 - тамбур некотлового конца; 11 - коридор некотлового

конца; 12 - большой коридор; 13 - малый коридор;

14 - служебный коридор; 15 - котельное помещение

Рисунок 6.2.1 - Планировка вагона модели ЦМВ61-512

Двери всех камер сдвижные решетчатые. Каждая дверь камеры имеет два замка: верхний - щеколдный с крючком, нижний - автоматический. Все двери имеют окна (кормушки). Каждое окно закрывается сплошной металлической створкой со специальным замком. В камерах устанавливаются диваны первого яруса, полки с откидными клапанами и полки третьего яруса. Для изоляции осужденных решетчатая дверь камеры N 9 (для модели ЦМВ61-824 - камеры N 8) прикрывается глухой створкой-ставнем, запираемой двумя "барашками". В створке прорезан смотровой глазок. Нумерация дверей начинается с некотлового конца вагона.

Все окна вагона оборудуются предохранительными решетками, а окна, кроме туалета и кухни, оборудуются механическими шторками и солнцезащитными занавесками. Окна кухни, туалетных и внутренние рамы окон большого коридора и коридора некотлового конца имеют непрозрачные стекла.

В тамбурах имеются двери для входа в коридор вагона, для перехода в соседний вагон и две боковые выходные двери. Боковые и торцевые тамбурные двери имеют тройные, двери для входа в коридор вагона - двойные, двери в купе начальника и состава караула - одинарные запоры.

Сигнализационные средства оповещения вагона модели ЦМВ61-512 состоят из:

- восьми вызывных кнопок, смонтированных на боковинах под резиновыми диафрагмами (по две кнопки у входной тамбурной двери);

- двух звонковых кнопок, расположенных на боковине большого коридора, напротив третьей и седьмой камер;

- нумератора на 10 номеров, установленного на перегородке в купе начальника караула.

Цепи сигнализации питаются от вагонной цепи постоянного тока напряжением 50 В. Включение питания и защита предусмотрены на пульте управления электрооборудованием вагона.

На крыше спецвагонов установлена горизонтальная лучевая радиоантенна для приема передач на длинных и средних волнах. Радиооборудование состоит из трех радиоточек, расположенных в купе начальника караула, в купе караула и купе проводников.

Для подачи высоковольтного питания через вагон к соседним единицам подвижного состава от контактной сети электровоза оборудована пролетная подвагонная магистраль 3000 В.

Вагон специальный модели ЦМВ61-519 (рисунок 6.2.2). За основу модели вагона принята описанная ранее модель ЦМВ61-512 с внесением в его конструкцию следующих изменений:

- установлены датчики обнаружения контактного типа;

- подведен в каждую камеру трубопровод подачи кипяченой воды;

- улучшена система вентиляции на кухне;

- оборудована обогревающим устройством труба мойки;

- введено электроугольное отопление.

00000265.png

1 - тамбур котлового конца; 2 - туалет котлового конца;

3 - служебное помещение; 4 - кухня; 5 - купе начальника

караула; 6 - купе состава караула; 7 - малая камера;

8 - большая камера; 9 - туалет некотлового конца;

10 - тамбур некотлового конца; 11 - коридор некотлового

конца; 12 - большой коридор; 13 - малый коридор;

14 - служебный коридор; 15 - котельное помещение;

16 - дополнительная выдвижная подножка; 17 - датчик

обнаружения контактного типа; 18 - компрессор;

19 - общий кран подачи воды; 20 - дополнительная емкость;

21 - нумератор; 22 - кнопочный кран

Рисунок 6.2.2 - Планировка и оборудование

вагона модели ЦМВ61-519

Вагон специальный модели ЦМВ61-824 (рисунок 6.2.3) постройки 1985 г.

Техническая характеристика:

- длина кузова 23600 мм;

- ширина кузова 3100 мм;

- масса тары вагона не более 52 т;

- количество мест для осужденных (при продолжительности перевозки до четырех часов) 98;

- количество мест для осужденных (при продолжительности перевозки более четырех часов) 75;

- количество служебных мест 11;

- конструктивная скорость не более 160 км/ч.

00000266.png

1 - тамбур котлового конца; 2 - туалет котлового конца;

3 - служебное отделение; 4 - служебное помещение;

5 - кухня; 6 - купе начальника караула; 7 - купе

состава караула; 8 - малая камера; 9 - большая камера;

10 - туалет некотлового конца; 11 - тамбур некотлового

конца; 12 - коридор некотлового конца; 13 - большой

коридор; 14 - малый коридор; 15 - служебный коридор;

16 - котельное помещение; 17 - дополнительная выдвижная

подножка; 18 - датчик обнаружения контактного типа;

19 - компрессор; 20 - общий кран подачи воды;

21 - дополнительная емкость; 22 - нумератор;

23 - кнопочный кран

Рисунок 6.2.3 - Планировка и оборудование

вагона модели ЦМВ61-824

Оборудование вагона такое же, как для модели ЦМВ61-519, за исключением следующих особенностей:

- уменьшено количество камер;

- введено служебное отделение;

- пульт управления электрооборудованием перенесен из купе проводников в служебное помещение;

- установлен дополнительный охладитель воды.

Вагон специальный модели ЦМВ61-4500 (рисунок 6.2.4) постройки 2004 г. обеспечивает размещение 75 - 96 человек спецконтингента в 3 малые и 5 больших камер. Предусмотрено 10 служебных мест (8 - для караула, 2 - для проводников).

00000267.png

1 - тамбур тормозного конца вагона; 2 - туалет;

3 - котельная; 4 - косой коридор; 5 - душевая;

6 - купе проводника; 7 - кухня; 8 - малый коридор;

9 - купе начальника караула; 10 - купе караула;

11 - большой коридор; 12 - малая камера; 13 - большая

камера; 14 - коридор; 15 - туалет; 16 - тамбур нетормозного

конца вагона; 17 - видеокамера; 18 - средства

внутренней связи и сигнализации; 19 - кондиционер

Рисунок 6.2.4 - Планировка и оборудование

вагона модели ЦМВ 61-4500

Для повышения надежности охраны и жизнеобеспечения технического состояния в вагоне установлена система сигнализации и внутренней связи для использования на железнодорожном транспорте "Незабудка-Ж" в сети "часовой - начальник караула" и блокировки дверей камер и наружных дверей вагона.

Вагон оборудован сигнализацией:

- противопожарной защиты;

- работы и аварийных режимов системы электроснабжения;

- контроля уровня и температуры воды и воздуха;

- работы вентиляции.

Для контроля за несением службы караулом установлены средства видеонаблюдения (3 видеокамеры и монитор в купе начальника караула). Предусмотрена возможность использования видеомагнитофона и мобильной радиостанции. Имеется радиотрансляционная сеть.

Вагон оборудован системой автономного электроснабжения постоянного тока напряжением 110 В, аккумуляторной батареей емкостью 250 Ач (обеспечивает работу средств освещения и сигнализации на длительных стоянках до 12 - 16 часов).

Обшивка потолков выполнена из негорючих материалов. Каркасы диванов, спальных полок и рундуков выполнены из металла. Полки камер изготовлены из трудногорючих древесных материалов. Стенки камер имеют внутреннее металлическое усиление. Форточки открываются и фиксируются в крайних положениях. Все окна и наружные двери оборудованы решетками со стороны помещений вагона. Окно - аварийный выход обеспечивает быстрое освобождение проема оконного пакета усилием одного человека в купе караула.

Вагон пассажирский специальный ЦМВ (рисунок 6.2.5) построен на базе пассажирского купейного вагона "kinki sharjo" и предназначен для перевозки осужденных по магистральным железным дорогам колеи 1067 мм в условиях о. Сахалин.

Техническая характеристика:

- длина кузова 20000 мм;

- ширина кузова 2800 мм;

- масса тары вагона не более 40 т;

- конструктивная скорость не более 100 км/ч.

00000268.png

1 - тамбур; 2 - котельное отделение; 3 - служебное

отделение; 4 - туалет для осужденных; 5 - камера

для осужденных; 6 - большой коридор; 7 - малый коридор;

8 - бак; 9 - туалет; 10 - кухня; 11 - купе начальника

караула; 12 - купе состава караула; 13 - распределительный

щит; 14 - бак для воды

Рисунок 6.2.5 - Планировка вагона модели ЦМВ колеи 1067 мм

В тамбурах имеются двери для входа в коридор вагона, для перехода в соседний вагон и две боковые выходные двери. Боковые и торцевые тамбурные двери имеют тройные запоры, двери для входа в коридор вагона - двойные запоры, двери в купе начальника и состава караула - одинарные запоры.

Камеры оборудуются верхними и нижними жесткими деревянными полками толщиной 40 - 45 мм. Нижние полки жестко закрепляются на высоте 400 мм от уровня пола. К одной из верхних полок предусматривается установка откидного клапана из досок толщиной 40 - 45 мм.

Камеры со стороны коридора оборудуются сдвижными решетчатыми дверями с замковыми устройствами и окнами.

Перегородка, отделяющая камеру от купе состава караула, дополнительно обшивается листовой сталью толщиной 2 мм.

В большом коридоре установлены:

- две розетки для подключения переносной лампы, применяемой для осмотра камер вагона;

- две вызывные кнопки для подачи звукового и светового сигнала на нумератор в купе начальника караула.

Все провода прокладываются в металлических трубах.

Входные боковые двери тамбура и дверь из коридора котлового конца вагона в большой коридор оборудованы датчиками, подающими звуковой и световой сигнал на нумератор в купе начальника караула при открывании двери.

Вагон специальный модели 48-096 (рисунок 6.2.6) построен на базе цельнометаллического вагона пассажирского модели 48-051 и предназначен для перевозки осужденных по железным дорогам колеи 750 мм.

Техническая характеристика:

- длина кузова по осям сцепления 11100 мм;

- ширина кузова 2300 мм;

- масса тары вагона не более 10,4 т;

- количество мест в камере 55;

- конструктивная скорость не более 40 км/ч.

00000269.png

1 - тамбур; 2 - котельное помещение; 3 - купе

администрации; 4 - камера для осужденных; 5 - откидной

клапан; 6 - двухместное сиденье; 7 - подвагонный ящик

топлива; 8 - ящик для аккумуляторов; 9 - купе состава

караула; 10 - рабочий тамбур; 11 - бак для питьевой

воды (под потолком); 12 - щиток управления

электрооборудованием; 13 - вешалка; 14 - двухместный

жесткий диван; 15 - огнетушитель; 16 - диван с рундуком;

17 - пирамида для хранения оружия

Рисунок 6.2.6 - Планировка и оборудование

вагона модели 48-096

Тамбурные стены и перегородки вагона металлические, в них устраиваются двери в камеру, купе администрации, купе караула и котельное помещение. По концам кузова вагона имеются тамбуры с двумя боковыми проходами, двери которых унифицированы. Двери в камеры также имеют унифицированные замки. Открывание и закрывание дверей осуществляются только со стороны купе администрации и купе караула. Все окна вагона оборудуются решетками.

Купе администрации и камера разделяются друг от друга сплошной перегородкой, выполняемой из стального листа толщиной 2 мм.

Купе караула и камера разделяются перегородкой, выполняемой из стального листа толщиной 2 мм и на высоте 1,2 м от уровня пола, переходящей в решетчатую.

Перегородки имеют створчатые двери, открывающиеся в сторону купе караула и купе администрации. Двери выполняются сплошными до высоты 1,2 м от уровня пола и далее переходят в решетку. Решетки перегородок и дверей выполняются из стального прутка диаметром 6 мм, с ячейкой 60 x 60 мм.

Грузовые платформы узкоколейной железной дороги предназначены для перевозки осужденных и оборудуются специальными съемными кузовами типа СКЖ, СКЖ-1 и СКЖ-2 (рисунок 6.2.7).

00000270.png

1 - отделение для караула; 2 - камера для осужденных

Рисунок 6.2.7 - Спецкузов типа СКЖ

Спецкузов СКЖ на 63 посадочных места устанавливается на платформы с тормозными площадками с габаритами пола 7740 x 2050 мм. Спецкузов СКЖ-1 на 58 посадочных мест устанавливается на платформы без тормозной площадки с габаритами пола 7500 x 2000 мм.

Спецкузов (СКЖ-1, СКЖ-2) состоит из раскосно-стоечного каркаса сварной конструкции из углового проката, обшивки стен из досок толщиной 25 мм и крыши, выполненной из досок и обшитой тонколистовой кровельной сталью.

В передней (торцевой) части кузова со стороны отделения для размещения личного состава караула оборудуется сдвижной ставень. В закрытом положении ставень с помощью крючка крепится за болт каркаса кузова. Двери кузова выполняются сдвижными, перемещающимися с помощью роликов по направляющей планке.

На окне кузова укрепляются по две металлические полосы толщиной 10 мм и шириной 50 мм. Внутри кузова крепятся скамейки. Крепление кузова к раме платформы осуществляется болтами. Спецкузов СКЖ конструктивно выполнен аналогично, за исключением специального отделения для размещения караула. Караул в этом случае располагается на тормозной площадке платформы, оборудованной подлокотниками и тремя откидными сиденьями.