Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Журнал - ордер N 5

Журнал - ордер N 5 составляется в следующем порядке.

В первую очередь записывается сальдо на начало месяца по счетам N 20 (20, 21, 23) "Производство" (во втором развороте), N 31 "Расходы будущих периодов" (в третьем развороте), N 88 "Резерв предстоящих платежей". Затем приводятся все остальные необходимые данные.

Записи по графам (1 - 4), в которых отражается списание материальных ценностей по учетным ценам, производятся на основании механизированных разработок или первичных документов, сгруппированных по счетам - потребителям.

Графы 1-а, 1-б, 1-в предназначены для отражения соответствующих данных по группе одновременно поступивших документов, а при незначительном числе производственных или хозяйственных единиц, в которых ведется учет материальных ценностей, - по каждому из них отдельно, месячными данными (по учетным ценам).

При большом числе складов и хозяйственных подразделений и при наличии в них материально ответственных лиц расход сырья и материалов по предприятию предварительно собирается в ведомости N 5 "Движение материалов" согласно пояснениям, приведенным в ведомости N 5.

Отклонения от плановых цен по материальным ценностям или транспортно - заготовительные расходы, относящиеся к счетам N 20 (20, 21, 23), 24, 26 (25, 26), 31 и 88, отражаются по строке 32 второго разворота журнала - ордера N 5, остальные отклонения или транспортно - заготовительные расходы - по графам N 2 и 4 последнего разворота журнала - ордера.

Сумма отклонений, показанная по строке 32 второго разворота журнала - ордера, распределяется затем внутри счета N 20 (20, 21, 23) - в части основного производства - по заказам или переделам, в одной из свободных граф (1-б или 1-в). Распределяются эти отклонения пропорционально стоимости материальных ценностей (по учетным ценам), списанной на затраты по основному производству.

Записи по кредиту счета N 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (графа 5) производятся на основании расчета, который помещен на лицевой стороне журнала - ордера N 5.

Сумма начисленной заработной платы и другие кредитовые обороты по счету N 70 "Расчеты с рабочими и служащими" отражаются в графах 6-а, 6-б, 6-в. Эти графы предназначены для записи в них данных механизированных разработок или по группам одновременно поступивших документов, а при незначительном числе производственных или хозяйственных подразделений в них записываются данные по каждому из них.

Записи по кредиту счета N 69, т.е. сумма отчислений на социальное страхование, приводятся без составления каких-либо расчетных таблиц по установленному проценту, на основании сумм по заработной плате, отраженных непосредственно в журнале - ордере N 5.

В части заработной платы, относящейся к расходам по обслуживанию и управлению, отчисления отражаются по следующим статьям счета N 26 (25, 26) "Общезаводские и цеховые расходы":

а) по зарплате административно - управленческого персонала - по статье 4 "Прочие административно - управленческие расходы";

б) по заработной плате ИТР, служащих и МОП на производстве - по статье 16 "Зарплата с отчислениями соцстраху, ИТР, служащим и МОП на производстве";

в) по остальной заработной плате отчисления на социальное страхование отражаются по статье 14 "Прочие общехозяйственные расходы" и по статье 23 "Прочие расходы" (в части отчислений на заработную плату, относящуюся к расходам, связанным с работой оборудования).

Записи по кредиту счета N 88 "Резерв предстоящих платежей", если образуется резерв только на отпуска рабочих, производятся (в графе 8) по данным журнала - ордера N 5 о начисленной заработной плате рабочих.

Резервирование отпусков рабочих, заработная плата которых отнесена на расходы по обслуживанию и управлению, отражается по статье 14 "Прочие общехозяйственные расходы" и по статье 22 "Дополнительная заработная плата и отчисления на социальное страхование производственных рабочих" (в части резервирования отпусков по заработной плате, относящейся к расходам, связанным с работой оборудования).

Если предприятия при наличии соответствующего разрешения образуют и другие резервы, необходимые записи (в графе 8) производятся по данным, выявившимся во втором развороте журнала - ордера в графах 21 - 26 - "Списано в уменьшение затрат и в порядке распределения".

Суммы резерва на покрытие расходов по текущему ремонту основных средств, относящихся к отчетному месяцу, показываются, исходя из ассигнований на текущий ремонт по плану на год.

Записи по кредиту счета N 20 (20, 21, 23) "Производство" делаются на основании данных, выявившихся во втором развороте журнала - ордера в графах 21 - 26.

Записи по кредиту счета N 29 "Непромышленные производства и хозяйства" (графа 10) производятся на основании данных, приведенных в ведомости N 4 "Аналитический учет непромышленных хозяйств".

Записи по кредиту счета N 31 "Расходы будущих периодов" (графа 11) производятся на основании данных, выявившихся во втором развороте журнала - ордера N 5 по графам "Списано в уменьшение затрат и в порядке распределения".

Расходы будущих периодов в доле, включаемой в затраты на производство отчетного месяца, показываются, исходя из составленных расчетных норм.

Записи по кредиту счета N 86 "Амортизационный фонд" (графа 12) производятся на основании расчета, помещенного на лицевой стороне журнала - ордера N 5.

Записи по кредиту счета N 82 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (графа 13) производятся непосредственно по первичным документам (акты, протоколы инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости и др.).

Записи по кредиту счета N 24 "Брак в производстве" (графа 14) делаются на основании данных таблицы "Расчет потерь по браку", помещенной на последней странице журнала - ордера N 5.

Записи по кредиту счета N 26 (25, 26) "Общезаводские и цеховые расходы" (графа 15) производятся на основании данных, выявившихся в графе 21 первого разворота журнала - ордера, и на основании расчета по распределению общезаводских и цеховых расходов.

Записи по кредиту счета N 03 "Капитальный ремонт" (графа 16) производятся на основании актов о законченном капитальном ремонте, данные которых отражены в аналитической таблице "Капитальный ремонт по объектам" в графе "Кредит" (последняя страница журнала - ордера).

Для получения месячных оборотов по дебету счетов N 20 (20, 21, 23) "Производство", N 26 (25, 26) "Общезаводские и цеховые расходы", N 24 "Брак в производстве", N 31 "Расходы будущих периодов" и N 88 "Резерв предстоящих платежей" необходимо записать суммы в графы 18 и 19 из других журналов - ордеров, в которых выявились обороты по дебету вышеуказанных счетов.

В журнале - ордере N 5 наряду с данными, относящимися к дебетовым оборотам за текущий месяц, находят отражение выпуск продукции, уменьшение затрат, различные списания и т.п., подлежащие отражению по кредиту соответствующих счетов. До производства этих записей необходимо, чтобы в Главной книге были занесены итоги журналов - ордеров N 1 "Денежные средства"; N 2 "Кредиты банков"; N 3 "Расчеты" и N 4 "Основные средства и уставный фонд", что дает возможность сверить суммы затрат по счетам производства и издержек обращения.

По кредиту счета N 20 (20, 21, 23) в части вспомогательных производств необходимые данные приводятся следующим порядком.

Стоимость изготовленных вспомогательным производством материалов, инструментов и малоценных предметов, по учетным ценам, записывается на основании приходных ордеров склада в одну из граф 21 - 26 по соответствующей строке вспомогательного производства с указанием в заголовке указанных граф корреспондирующего счета N 05 (05, 06, 08, 09) "Сырье и материалы" или N 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Разница между фактическими затратами (с учетом изменения остатков незавершенного производства), показанная в графах 27 и 28, которая записана по строке соответствующего цеха вспомогательного производства, и учетной стоимостью изготовленных материальных ценностей, записывается в одну из свободных граф 21 - 26 под наименованием "Отклонения" и при отражении движения материалов в ведомости N 5 записывается в графе "Отклонения" по строке "Из производства".

Затраты по услугам вспомогательного производства в части ремонтных работ (с учетом изменения остатков незавершенного производства на начало и конец месяца, показанных в графах 27 и 28) распределяются между счетами - потребителями по фактической себестоимости в графах 21 - 26 по строкам соответствующих вспомогательных производств, причем предварительно необходимо отразить в журнале - ордере встречные услуги - услуги вспомогательных производств друг другу - по плановой стоимости.

Если вспомогательным производством выполнялись работы на сторону или по капитальному ремонту, то на такие работы также следует отнести долю расходов со счета N 26 (25, 26).

После того как будут распределены по графам 21 - 26 затраты всех вспомогательных производств, итоги распределения показываются по кредиту счета N 20 (20, 21, 23) по графе 9 в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов.

По кредиту счета N 26 (25, 26) "Общезаводские и цеховые расходы" необходимые данные приводятся следующим порядком:

предварительно общая сумма расходов, записанная по дебету счета N 26 по данным других журналов - ордеров, сверяется с данными по Главной книге;

на основании документов и ведомостей дебетовых оборотов по денежным средствам (ведомости при журнале - ордере N 1) производятся записи по возвратным суммам (в графе 21);

общая сумма расходов по счетам N 26 (25, 26) за минусом возвратов относится на счет производства по графе 9; суммы возвратов показываются по той же графе в дебет соответствующих счетов.

По кредиту счета N 24 "Брак в производстве" необходимые данные отражаются следующим порядком:

предварительно подсчитывается общая сумма затрат по браку, которая сверяется в части сумм из других журналов - ордеров с данными Главной книги по счету N 24, а в остальной части - с таблицей расчета потерь по браку, помещенной на последней странице журнала - ордера;

брак по ценам возможного использования записывается по кредиту счета N 24 "Брак в производстве" (графа 14) в дебет соответствующих счетов материальных ценностей;

сумма, списываемая на виновных лиц, записывается по кредиту счета N 24 (графа 14) в дебет счета N 76 (61, 67, 73, 76) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

сумма, списываемая за счет поставщиков (брак по вине поставщика), записывается с кредита счета N 24 "Брак в производстве" (графа N 14) в дебет счета N 76 (61, 67, 73, 76) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

потери по браку за месяц записываются по кредиту счета N 24 в дебет счета N 20 (20, 21, 23) "Производство" (по соответствующим заказам или переделам).

По кредиту счета N 20 (20, 21, 23) "Производство" заключительные операции делаются в следующем порядке:

подсчитывается общая сумма затрат, которая в части сумм из других журналов - ордеров сверяется с данными Главной книги по счету N 20 (20, 21, 23) "Производство";

на основании первичных документов делаются записи по возвратам материалов и других по графам "Списано в уменьшение затрат и в порядке распределения" по строкам против каждого заказа или передела (вида производства);

на основании актов фиксируется незавершенное производство на конец месяца (в графе 28);

общая сумма затрат плюс сумма незавершенного производства на начало месяца (графа 27) минус сумма незавершенного производства на конец месяца минус суммы возвратов даст фактическую себестоимость выпущенной продукции или выполненных работ, которая записывается по каждому заказу или переделу (виду производства) в одну из свободных граф 21 - 26;

данные граф, в которых отражены возвраты и распределение затрат по заказам, подсчитываются и итоги их показываются по кредиту счета N 20 (20, 21, 23) "Производство" (графа 14) и дебету соответствующих счетов (05, 40, 45, 46 и др.).

После того как будут произведены в журнале - ордере N 5 все записи, необходимо заполнить показатели с начала года по статьям общезаводских и цеховых расходов, которые определяются на основании данных журнала - ордера N 5 за прошлый месяц (графа 23) и аналогичных данных за отчетный месяц (графа 22). Кроме того, необходимо заполнить данные по смете как за отчетный месяц, так и с начала года.

Таблица "Расчет затрат на производство по экономическим элементам" заполняется лишь теми предприятиями, которые представляют отчетность по форме N 1-с. Таблица составляется на основе выявившихся в журнале - ордере N 5 данных о затратах на производство по строке 33 первого разворота журнала - ордера, которые показываются по строке первой указанной таблицы.

Показатели по корректировке сумм по элементам устанавливаются расчетным путем или на основании первичных документов и соответствующих показателей в журнале - ордере и в ведомостях, причем надо иметь в виду следующее:

себестоимость списанных на производство готовых изделий, исключаемая как внутризаводской оборот, записывается в сумме, отраженной по кредиту готовых изделий в дебет производства на основании данных журнала - ордера N 6 "Готовая продукция, отгрузка и реализация";

стоимость оприходованных излишков материальных ценностей показывается на основании ведомости N 5 "Движение материалов";

суммы полученных штрафов, пени и неустоек записываются на основании сумм возвратов, показанных в графе 21 по статье 15 общезаводских и цеховых расходов;

сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, вновь приобретенных, определяется расчетным путем.

Таблица "Расчет себестоимости товарной продукции" заполняется в основном по показателям, которые можно взять из журнала - ордера N 5. В частности, суммы, требующиеся в таблице по строке 1, берутся из первого разворота журнала - ордера. Данные, требующиеся для внесения корректив в указанные суммы, берутся из соответствующих таблиц журнала - ордера или из первичных документов.

В таблице, предназначенной для расчета и учета потерь по браку, помещенной на последней странице журнала - ордера N 5, приводятся валовые суммы потерь, суммы их частичного возмещения и окончательная сумма потерь. Валовые суммы потерь показываются по каждому цеху или заказу по основным видам затрат, из которых эти потери складываются, применительно к статьям, принятым в калькуляциях себестоимости товарной продукции.

Валовые суммы потерь устанавливаются расчетным путем, поскольку они содержатся в общей сумме затрат на производство тех или иных изделий. Исчисляются потери по соответствующим объемным показателям, имеющимся в инвентаризационных ведомостях, актах и т.п. В тех же документах приводятся затем (на основании соответствующих первичных документов) суммы возмещения потерь и устанавливаются окончательные потери. Названные документы служат основанием для производства записей в таблице.

Суммы окончательных потерь (по цехам или участкам, переделам или заказам) и суммы возмещения потерь отражаются в журнале - ордере N 5 по графе 14.

В таблице, предназначенной для учета капитального ремонта по объектам, помещенной на последней странице журнала - ордера N 5, записи по дебету счета N 03 "Капитальный ремонт" производятся на основании данных журнала - ордера N 5 (в части законченного капитального ремонта, выполненного хозспособом) и на основании журнала - ордера N 3 (в части законченного и незаконченного капитального ремонта, выполненного подрядным способом).

Сальдо в указанной таблице по счету N 03 может быть как по объектам, не законченным капитальным ремонтом, выполняемым подрядным способом, а также по объектам, законченным, но не перекрытым источниками финансирования капитального ремонта.

Аналитические данные по счету N 03 "Капитальный ремонт" по видам ремонта и по счету N 86 "Амортизационный фонд" отражаются в предназначенном для этого разделе, расположенном на последней странице журнала - ордера N 5.

В этом разделе приводятся данные об оборотах за месяц и с начала года, а также сальдо на начало и на конец отчетного месяца по указанным счетам в аналитическом разрезе. Аналитические данные отражаются итогами за месяц. Необходимые итоги устанавливаются подсчетом данных соответствующих документов, причем суммы кредитовых оборотов в аналитическом разрезе записываются на основании данных, отраженных в журнале - ордере N 5 (первичных документов и таблицы расчета амортизации основных средств).

Дебетовые обороты в аналитическом разрезе заполняются на основании данных других журналов - ордеров, счета которых корреспондируют со счетом N 03 "Капитальный ремонт" и N 86 "Амортизационный фонд".