3. Выявление операций со связанными сторонами
3.1. Аудиторской организации следует проверить информацию, предоставленную руководством экономического субъекта, касающуюся наличия организаций, которые могут быть отнесены к связанным сторонам. Для получения этих сведений аудиторская организация может направить руководству экономического субъекта письменный запрос. В ходе общения с представителями экономического субъекта аудитору целесообразно руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта" и "Общение с руководством экономического субъекта". Аудитор вправе считать информацию, предоставленную руководством экономического субъекта о связанных сторонах, правдивой, а документацию - подлинной в тех случаях, когда отсутствуют признаки обратного. Вместе с тем, руководствуясь профессиональным скептицизмом, аудитору следует учитывать вероятность наличия у проверяемого экономического субъекта других связанных сторон, в том числе таких, которые могут существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.
3.2. Для проверки полноты информации, касающейся перечня связанных сторон, аудиторская организация может предпринимать следующие действия:
а) сверить перечень связанных сторон экономического субъекта для аудита данного отчетного периода со списком связанных сторон, обнаруженных и зафиксированных в рабочей документации аудита предшествующего отчетного периода (в случае, если аудитор работает с данным экономическим субъектом не первый год);
б) изучить надежность внутренних процедур и средств контроля экономического субъекта, направленных на выявление финансово - хозяйственных операций со связанными сторонами;
в) навести справки об участии директоров и других должностных лиц проверяемого экономического субъекта в делах других организаций;
г) изучить списки акционеров данного экономического субъекта;
д) проверить с точки зрения получения необходимой информации протоколы собраний акционеров экономического субъекта, заседаний его руководящего органа и другие аналогичные документы.
3.3. Аудиторская организация может менять объем и специфику аудиторских процедур, направленных на реализацию действий, перечисленных в предыдущем пункте, в зависимости от оценки аудитором степени риска необнаружения операций со связанными сторонами, имеющих существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности.
3.4. При изучении организации и функционирования внутреннего контроля экономического субъекта и оценке риска средств контроля аудиторской организации следует:
а) рассмотреть с точки зрения особенностей операций со связанными сторонами стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;
б) выяснить, предусмотрены ли необходимые средства контроля в отношении санкционирования и отражения операций со связанными сторонами;
в) достичь приемлемой уверенности в том, что предусмотренные механизмы и процедуры контроля являются надежными и действительно применялись экономическим субъектом в течение всего рассматриваемого периода.
Чем выше уровень оцениваемого аудитором риска средств контроля, тем большее внимание необходимо уделять проведению аудиторских процедур по существу.
3.5. В тех случаях, когда нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности предъявляют к экономическому субъекту специальные требования по раскрытию информации об операциях со связанными сторонами, аудиторская организация обязана проверить правильность раскрытия экономическим субъектом такой информации во всех существенных отношениях.
3.6. В ходе аудита аудитору следует обращать особое внимание на финансово - хозяйственные операции, в отношении которых могут возникнуть подозрения, что экономический субъект совершает их с ранее невыявленными связанными сторонами. Примерами могут являться:
а) операции со значительно отличающимися от прочих условиями сделок, такими, как нехарактерные для обычной деятельности данного экономического субъекта расценки, процентные ставки, виды обеспечения, рассрочки платежей;
б) операции, противоречащие логике деятельности экономического субъекта;
в) операции, сущность которых противоречит их форме;
г) операции, осуществленные необычным образом;
д) неоправданно высокая доля операций с определенными покупателями или поставщиками в ущерб прочим;
е) предоставление или получение экономическим субъектом бесплатных или убыточных услуг;
ж) совершение операций с фирмами, зарегистрированными в географических зонах льготного налогообложения;
з) редкие и нетипичные операции, особенно имевшие место в конце отчетного периода;
и) санкционирование или оформление сделок лицами, которые обычно не занимаются такими операциями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей