1.2. Либерализация и финансовая стабилизация. Что дальше?

1.2. Либерализация и финансовая стабилизация.

Что дальше?

Как известно, реформы у нас начались с либерализации экономики. Были отпущены цены, проведена широкомасштабная приватизация, либерализована внутренняя и внешняя торговля. Появились развитый негосударственный сектор, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала.

Либерализация экономики еще не окончена. Предстоит обеспечить надежную защиту экономических прав граждан, немало потрудиться над законодательной базой, повысить эффективность приватизации, создать условия для формирования полноценных рынков земли и недвижимости, устранить перекосы в системе государственного регулирования: пока на одних направлениях роль государства неоправданно ослаблена, на других - избыточна. Но все это мероприятия завершающего характера.

Главный, исторический результат достигнут - в России построена рыночная экономика. И другой она уже не будет.

Первые годы либеральных реформ были отмечены тяжелыми экономическими потрясениями, особенно финансовой системы. Мы пережили сильный спад производства, гиперинфляцию, дестабилизацию валютного рынка.

Резкое обострение финансовых проблем потребовало адекватного ответа со стороны государства. Мы взяли курс на финансовую стабилизацию. И достигли на этом пути ощутимых положительных результатов.

Удалось победить инфляцию. По этому показателю Россия приближается к уровню развитых стран мира. Устойчив валютный курс, накоплены достаточные золотовалютные резервы. Сделаны важные шаги по упорядочению бюджетного процесса.

Россия пострадала от мирового финансового кризиса гораздо меньше, чем многие другие страны. Это лишь подтверждает тот факт, что финансовая и денежная системы страны уже достаточно окрепли для того, чтобы не только справляться с внутренними проблемами, но и держать удары извне.

Безусловно, до тех пор, пока не переломим к лучшему ситуацию со сбором налогов, пока не сделаем бюджет исполнимым, нельзя говорить о том, что финансовая стабилизация в России окончательно состоялась. Добавлю, что мы еще не вышли на запланированные низкие уровни процентных ставок. Более того, в январе пришлось повысить ставку рефинансирования. Вновь поднялся уровень доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Несмотря на сложное начало года, можно утверждать: резервы политики финансовой стабилизации еще есть. Но их осталось немного. Основные результаты уже получены.

Либерализация экономики и финансовая стабилизация были важнейшими задачами, стоявшими перед разными составами российского Правительства. Это была тяжелая, неблагодарная, но необходимая работа. И те, кто ее проводил, несмотря на все свои ошибки, безусловно, заслуживают признательности.

Либерализация экономики и финансовая стабилизация - рубежи, отвоеванные нами ценой громадных усилий. С этих рубежей мы никогда не отступим: российское государство будет и впредь защищать собственность, обеспечивать экономические свободы и рыночную конкуренцию, удерживать низкую инфляцию и твердый курс рубля.

Но пора уже вплотную заняться тем, что ждет нас впереди. Мы застряли на середине моста: инфляционное прошлое действительно осталось позади, а вот к инвестиционному будущему приблизиться не удается.

Нужна новая политика - политика экономического роста.

В прошедшем году началось решение ряда проблем, поставленных в Послании 1997 года.

Нам удалось приблизиться к осуществлению главного принципа бюджетной политики: "Обещать выполнимое, обещанное выполнять".

Из года в год снижается первичный дефицит федерального бюджета. В 1999 году он должен быть равен нулю. Это значит, что страна будет жить по средствам, не накапливая новые долги. Есть программа сокращения бюджетного дефицита в целом. Мы выходим на перспективное бюджетное планирование.

В прошлом году потратили много сил для того, чтобы сократить задолженность бюджета перед населением.

Удалось полностью погасить долги перед пенсионерами. Этот рубеж должен быть удержан во что бы то ни стало - независимо от экономической ситуации и состояния бюджета.

Практически рассчитались по зарплате с бюджетниками в регионах. Предупреждаю Правительство и руководителей регионов - появление новой задолженности недопустимо.

Погашена задолженность перед военными по денежному довольствию. Но, надо признать, долги перед армией и ВПК еще есть, и немалые. Речь идет о социальных выплатах военнослужащим, зарплате гражданского персонала, финансировании оборонного заказа. Эти задачи надо решить в течение 1998 года. И решим, если увеличим темпы военной реформы, проведем радикальные изменения всей системы финансирования армии.

Сделаны последовательные шаги к тому, чтобы исполнение бюджета шло исключительно через систему органов федерального казначейства. Заканчивается перевод бюджетных счетов из коммерческих банков в Центральный банк.

Отменена практика выдачи правительственных гарантий по коммерческим кредитам бюджетным организациям. Полностью прекращены любые зачеты с федеральным бюджетом. Возврата к этому не будет. Эти решения не только сэкономят бюджетные ресурсы, но и отобьют охоту зарабатывать на бюджетных трудностях.

В 1998 году полностью откажемся от практики предоставления правительственных гарантий по внешним заимствованиям российских предприятий без проведения конкурса на право их получения.

Необходимо, однако, подчеркнуть: решения приняты трудные и ответственные. Те расходы, которые раньше покрывались гарантиями и зачетами, теперь придется финансировать, как говорят, "живыми деньгами". А их еще надо собрать. Уровень работы всех, кто отвечает за доходы бюджета, должен быть качественно иным.

В прошлом году приступили к организации закупок для государственных нужд на конкурсной основе. В этом году переход на конкурсную систему надо завершить и тем самым укрепить бюджет. Прошу Федеральное Собрание поддержать эту важную работу.

То же самое относится и к пакету социальных законов, Государственной Думе следовало бы вернуться к рассмотрению этого вопроса. Ведь всем уже ясно: чтобы социальная политика была сильной и действенной, помогать нужно лишь тем, кто действительно нуждается в помощи. Политики, желающие обеспечить льготами всех, на деле лишают необходимой поддержки социально слабые категории граждан.

Прошедший год отмечен началом реформы жилищно - коммунального хозяйства. Главное сейчас - найти баланс между инициативой, самостоятельностью субъектов Российской Федерации, с одной стороны, и едиными для всей страны рамками концепции этой реформы - с другой.

Двинулась вперед реформа естественных монополий. Уже первые шаги этой реформы ознаменовались хоть и небольшим, но заметным снижением тарифов на электрическую энергию и цен на природный газ для промышленности, снижением тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

Мы должны не только установить строгий контроль за ценами и тарифами естественных монополистов, но и так отстроить систему государственного регулирования, чтобы они сами были кровно заинтересованы в снижении издержек, сокращении неэффективных расходов.

В стране сформирован фондовый рынок, встроенный в мировую систему.

Мы перешли к таким формам приватизации, которые обеспечили продаваемым пакетам акций реальные, рыночные цены и, следовательно, немалые доходы бюджета.

Это плюсы 1997 года. Но и минусов было более чем достаточно.

Хотя приняты неплохие решения, бюджетный кризис все еще не ослабевает. Собираемость налогов остается неудовлетворительной, несмотря на определенное улучшение в последние месяцы.

Мы на несколько лет опоздали с реформированием бюджетной сферы. Теперь приходится форсированными темпами наверстывать упущенное.

Всем надо усвоить урок: вялость в реформах оборачивается ущербом. Потерянное время имеет свою цену.

Из-за недобора налогов приходилось покрывать текущие расходы за счет ускоренной продажи государственной собственности, тратить полученные деньги не на развитие, а на латание бюджетных прорех.

Если работа с налоговыми доходами была поставлена плохо, то к работе с расходами бюджета приступили только в конце 1997 года.

Продолжается бездумное расточительство бюджетных средств. Укоренилась порочная практика расходования средств за пределами бюджетных ассигнований, наращивания кредиторской задолженности. Бюджетополучателей давно не проверяли, и, вполне возможно, среди них немало тех, кто просто не вправе претендовать на получение денег от государства.

Только после выхода Указа в конце прошлого года дело сдвинулось с мертвой точки. Буду поддерживать все разумные шаги Правительства по экономии бюджетных расходов.

Порядка в государственных финансах все еще нет.

Мы по праву гордимся значительным снижением уровня инфляции. К основным достижениям относили и снижение процентных ставок, а также доходности на рынке государственных ценных бумаг. Именно с этим связывались надежды на перемещение финансовых ресурсов в сферу производства.

В течение длительного времени проценты и доходность действительно снижались. В последние месяцы, однако, происходило противоположное. Хотя ситуация остается непростой, мы сумели избежать девальвации рубля, справились с кризисом самостоятельно, не прибегая, как другие, к многомиллиардным заимствованиям из-за рубежа. Наш финансовый рынок устоял. А это значит, что мы на правильном пути.

Кризиса без ущерба не бывает. Российская экономика понесла потери. Возрастает стоимость обслуживания государственного долга. Это увеличивает нагрузку на бюджет 1998 года, будет негативно сказываться на выполнении бюджетных обязательств. Проценты и доходность поднялись настолько, что мы откатились к показателям начала 1997 года. На окончательное преодоление последствий финансового кризиса уйдет несколько месяцев.

Есть и другая причина случившегося - плачевное состояние российского бюджета, просчеты в финансовой политике. А вот здесь пенять можно только на себя.

И тем не менее обретен полезный опыт, позволяющий сделать важные выводы.

Во-первых, недопустимо строить политику на финансовых рынках в расчете только на спекулятивные иностранные инвестиции. Они в состоянии "разогреть" рынки, но совершенно непригодны для решения задач устойчивого экономического роста.

В 1998 году мы должны так выстроить систему регулирования, чтобы подтянуть на финансовые рынки отечественных инвесторов, в максимальной степени мобилизовать все имеющиеся в стране внутренние источники роста.

В то же время надо сделать все возможное для привлечения иностранных производственных инвестиций. Ведь здания и оборудование не могут сняться с места и исчезнуть под влиянием капризной конъюнктуры мирового финансового рынка.

Во-вторых, хотя наша система защиты от неблагоприятных ситуаций, складывающихся на мировых финансовых рынках, выдержала первые удары, она еще не отстроена должным образом. В 1998 году необходимо это сделать.

Много надежд возлагалось на подготовленный Правительством проект Налогового кодекса. Реальность, однако, такова, что работу над ним пришлось фактически начинать заново.

Уже говорилось о начале жилищно - коммунальной реформы. Концепция утверждена, прошел почти год. Есть первые конкретные результаты: на 12,5 триллиона рублей снижены бюджетные расходы на дотации жилищно - коммунальному хозяйству. После проверок, выявивших огромное завышение себестоимости коммунальных услуг, затраты на них в ряде регионов были заметно снижены.

Однако так дело обстоит не везде. Есть регионы, где "реформа" свелась лишь к повышению платы за коммунальные услуги, где бездействуют службы жилищных субсидий, не налажена разъяснительная работа. Если дальше так действовать (а вернее, бездействовать) - погубим дело.

До сих пор не имеем отчетливой промышленной и инвестиционной политики. Много было сказано о реформе предприятий. Но самой реформы нет.

Во всех посланиях Президента Федеральному Собранию ставилась задача сокращения взаимных неплатежей предприятий. Разрабатывались объемные планы ее реализации. Результат получился противоположным этим планам. Неплатежи предприятий продолжают расти, по темпам опережая инфляцию. За год не выдвинуто никаких инициатив, не принято ни одного масштабного решения.

По-прежнему неудовлетворителен уровень инвестиционной активности. За прошлый год инвестиции снизились на 5 процентов. Из 52 важнейших пусковых объектов, предусмотренных федеральной инвестиционной программой, введены в действие лишь 11.

Медленно продвигается реформирование социальной сферы. Лишь в конце прошлого года утверждены концепция реформы здравоохранения и программа пенсионной реформы, а в начале этого года - концепция реформирования российской науки. Конечно, социальные реформы рассчитаны на длительный период. Но потратить целый год только на разработку и утверждение концепций - слишком расточительно.

Пока нет положительных результатов реформ, происходит стихийное замещение бесплатных услуг платными. Система образования все жестче делится на образование для богатых и для всех остальных. Это грозит снижением общего уровня как средней, так и высшей школы, что может пагубно отразиться на интеллектуальном потенциале страны.

Схожая ситуация и в здравоохранении. Происходит быстрая дифференциация медицинских услуг в зависимости от материального достатка пациентов на фоне деградации значительной части медицинских учреждений.

Многие проблемы носят хронический характер. Старый груз тянет нас назад, тормозит начало устойчивого роста. 1997 год можно оценить с небольшим плюсом, но он явно не оправдал всех надежд, которые мы на него возлагали.