В предыдущих посланиях вопрос об экономическом росте ставился как о перспективе. Речь шла прежде всего о создании стандартных условий, необходимых для его начала. Эти задачи в целом решены.
В 1997 году впервые за последнее время зафиксирован небольшой рост ВВП и промышленного производства. Вопрос сейчас не в том, реален ли рост, а в том - почему он низкого качества.
Рост экономики происходит в условиях, когда инвестиций слишком мало, а взаимные неплатежи предприятий продолжают увеличиваться. Он не подкреплен достаточными финансовыми ресурсами, не связан со снижением затрат, улучшением структуры производства и обновлением основного капитала, сочетается с острым бюджетным кризисом, а потому остается неустойчивым и неэффективным.
Тому есть, конечно, объективные причины. Экономика, пережившая длительный спад и совсем недавно победившая инфляцию, не может сразу выйти на траекторию эффективного роста. Сказался и мировой финансовый кризис.
Но есть и собственные просчеты: прежде всего отсутствие внятной программы мер по стимулированию роста.
Нам нужны не только цифры экономических показателей. Гораздо важнее, чтобы за ними стояла современная, конкурентоспособная продукция. Чтобы за продукцию предприятия получали "живые деньги", часть которых бы шла на инвестиции. Чтобы внедрялись новые технологии, снижались затраты, повышалась эффективность. Чтобы появились средства для ликвидации бюджетного кризиса.
Выйти именно на такое, высокое качество роста - задача не одного года. Но начинать надо сейчас. Не сделаем этого - уйдем в сторону от магистрального пути, способного вывести Россию на уровень развитых стран мира. Более того, выдохнется даже та энергия роста, которую имеем сейчас.
В программу стимулирования экономического роста должны входить меры инвестиционной и промышленной политики. Предстоит определить способы мобилизации источников роста, снять или существенно снизить барьеры, стоящие на его пути.
При этом чрезвычайно важно подготовиться к решению новых проблем.
Если спад выравнивает положение участников экономического процесса (плохо всем), то рост обычно позволяет вырваться вперед сильным, делая более заметным отставание слабых. Первые признаки видны уже сейчас - усиливаются различия между регионами, отраслями, отдельными предприятиями.
Экономический рост по-новому ставит проблему занятости: неизбежное обновление оборудования и снижение издержек ударит по рынку труда.
Считаю необходимым выработать надежный прогноз развития ситуации на рынке труда, принять необходимые решения по бюджету и внебюджетным фондам на 1999 год, а если потребуется - внести изменения в финансовые законы на 1998 год.
В преддверии экономического роста нам нужна новая политика в области занятости, направленная на решение ключевых задач:
- увеличение уровня занятости;
- повышение стимулов активного поиска работы безработными;
- разработка специализированных государственных программ для градообразующих предприятий;
- смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы.
Качественно иной должна стать система социального партнерства. Пока здесь ощущается явный дефицит ответственности. Действуя по старинке, и профсоюзы, и работодатели по любому поводу апеллируют к государству. Но ведь и те, и другие - равноправные партнеры, которые обязаны законными способами договариваться о защите социальных интересов работников.
Еще одна новая проблема - технологическая база экономического роста. Куда пойдут инвестиционные ресурсы, кто получит заказы российских предприятий?
Вопрос сложный. С одной стороны, массированные закупки иностранного оборудования и технологий чреваты утратой технологической независимости, продолжением спада в отечественном машиностроении. С другой стороны, нельзя идти против рынка, навязывать покупателям устаревшие и неконкурентоспособные изделия только потому, что они выпускаются в России.
В ближайшее время жду от Правительства предложения по этому вопросу.
Перед нами неизбежно встанет проблема: состояние производственной инфраструктуры. Она у нас давно не обновлялась. В течение последних лет мы ее только латали, но ведь в ближайшее время нагрузка неминуемо увеличится. Следовательно, необходима система мер обеспечения технологической безопасности, которую Правительство должно разработать.
Экономический рост высокого качества - главное условие успешного завершения реформ.
Только такой рост позволит нормализовать бюджет, а значит, создать финансовый запас прочности для успешного завершения военной и социальных реформ.
Только такой рост даст возможность поднять реальные доходы населения, а значит, безболезненно довести до конца реформу жилищно - коммунального хозяйства.
Только такой рост откроет дорогу полноценной реформе налогообложения, когда с предприятий можно будет снять существенную часть налогового бремени, не подрывая доходную базу бюджета.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей