2.3. Подготовка проектов законодательных актов, актов Президента Российской Федерации и проектов актов Правительства Российской Федерации
2.3. Подготовка проектов законодательных актов,
актов Президента Российской Федерации и проектов
актов Правительства Российской Федерации
2.3.1. Министерство представляет в Правительство Российской Федерации проекты:
законодательных актов Российской Федерации;
указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством в порядке, установленном актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Правила подготовки и представления в Правительство Российской Федерации законопроектов, проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации указаны в Приложениях N 12 - 14 к настоящей Инструкции.
2.3.2. Подготовка проектов федеральных законов (далее - законопроекты), проектов указов (распоряжений) Президента Российской Федерации, проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации осуществляется департаментами, к сфере ведения которых относятся затрагиваемые проектами актов вопросы и (или) которые определены как головные исполнители в плане законопроектной деятельности Министерства, плане Министерства по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации на соответствующий год и (или) которые определены как головные исполнители по поручению руководства Министерства.
2.3.3. При подготовке к внесению в Правительство Российской Федерации законопроекта головной исполнитель разрабатывает к нему следующие материалы:
проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона палатами Федерального Собрания Российской Федерации;
пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;
финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения проекта федерального закона, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;
перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, включает в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, срок подготовки, а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов.
Порядок согласования перечней актов аналогичен порядку согласования законопроектов. Согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти перечни актов представляются в Правительство Российской Федерации вместе с законопроектами.
Необходимость разработки и представления концепции и проекта технического задания на разработку проекта федерального закона определяется Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности либо руководителем федерального органа исполнительной власти - головным исполнителем.
2.3.4. Проекты указов (распоряжений) Президента Российской Федерации, проекты постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации (далее - проекты актов) вносятся в Правительство Российской Федерации с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.
2.3.5. При внесении в Правительство Российской Федерации или направлении в Минюст России на заключение весь пакет документов, включая проект акта с пояснительной запиской, перечнем актов, а также сопроводительное письмо, визируется исполнителем, директором департамента-исполнителя, руководством департаментов-соисполнителей, руководством федеральной службы и федеральных агентств (при необходимости), директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности или лицом, его замещающим (за исключением пояснительной записки), заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), статс-секретарем - заместителем Министра. Проекты нормативных правовых актов требуют обязательного согласования с Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности. При направлении на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проектов актов, не имеющих нормативный характер (акты, имеющие оперативный, порученческий, распорядительный характер и т.д.), согласования Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности не требуется.
2.3.6. При наличии у сотрудника Министерства, визирующего проект акта, особого мнения (замечаний) он делает отметку при визировании. Особое мнение (замечания) по проекту акта, как правило, излагается на отдельном листе бумаги и прилагается к проекту акта.
Если в процессе согласования в Министерстве в проект акта вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному визированию. Повторного визирования не требуется, если при доработке в проект акта внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его концепции.
2.3.7. Законопроекты о согласии на обязательность международных договоров для Российской Федерации, предусматривающих временное применение договора или его части, представляются в Правительство Российской Федерации в срок не более пяти месяцев с даты начала временного применения таких международных договоров с учетом срока, необходимого для согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2.3.8. Проекты актов до их внесения в Правительство Российской Федерации подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти и организациями в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации. За организацию проведения согласования и согласительных процедур отвечает департамент - головной исполнитель.
2.3.9. Головной исполнитель - разработчик проектов актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, размещает проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Даты начала и окончания проведения антикоррупционной экспертизы согласовываются с Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности. Контроль за своевременным размещением на официальном сайте проектов актов, разрабатываемых Министерством как в инициативном порядке, так и в плановом, осуществляется Административным департаментом. Головной исполнитель одновременно с направлением проекта акта на согласование направляет информационное письмо в Административный департамент о размещении соответствующего документа на официальном сайте Министерства. По размещению на официальном сайте Министерства актов, разрабатываемых в плановом порядке, головной исполнитель информирует также Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности.
2.3.10. Направление на согласование в заинтересованные органы государственной власти и организации проектов актов, имеющих нормативный характер, осуществляется с сопроводительным письмом за подписью Министра (заместителя Министра) только после их согласования с соответствующими департаментами, в том числе с Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности. Срок согласования проекта акта департаментами-соисполнителями не может превышать одного месяца. Согласование документа может быть в письменной форме или визированием (для визирования обязательно наличие виз департамента - головного исполнителя). При этом весь пакет документов визируется на последнем листе каждого документа.
2.3.11. В сопроводительном письме в Правительство Российской Федерации к проекту акта указываются основания внесения, сведения о его содержании и согласовании с заинтересованными органами государственной власти и организациями и другая информация (при необходимости). При внесении документов в Правительство Российской Федерации головной исполнитель указывает дату отправки соисполнителями соответствующих предложений.
Сопроводительное письмо подписывается Министром или лицом, исполняющим его обязанности. Проект акта и приложения к нему визируются лицом, вносящим проект акта.
2.3.12. Законопроекты и проекты указов Президента Российской Федерации нормативного характера и проекты постановлений Правительства Российской Федерации после их согласования в установленном порядке и до внесения в Правительство Российской Федерации направляются Министром или заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации.
2.3.13. В случаях, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, проекты актов направляются на заключения в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
2.3.14. При внесении в Правительство Российской Федерации законопроекта по нему должно быть получено заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
2.3.15. Если в тексте проекта акта упоминаются ранее принятые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то делается ссылка на соответствующий официальный источник их опубликования, например: (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 3, ст. 6).
2.3.16. Подготавливаемый проект акта может носить комплексный характер и предусматривать внесение изменений в несколько нормативных актов одного уровня. При внесении изменений в разноуровневые нормативные акты соответствующие изменения оформляются проектами отдельных актов (например, проектом постановления Правительства Российской Федерации нельзя внести изменения в акт Президента Российской Федерации).
2.3.17. Проект акта Правительства Российской Федерации по организации исполнения федерального закона или акта Президента Российской Федерации должен содержать ссылку на соответствующий федеральный закон или акт Президента Российской Федерации.
2.3.18. Если проекты актов содержат поручения, в них должен быть указан срок их исполнения.
2.3.19. Проекты актов Президента Российской Федерации в случае необходимости должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнение.
2.3.20. В проектах постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования государственных органов и организаций, в проектах распоряжений Правительства Российской Федерации - их сокращенные официальные наименования.
2.3.21. Проекты актов печатаются на стандартных листах бумаги формата А4. Верхнее поле документа должно составлять 2,0 см, левое поле - 2,75 см, правое - 2,25 см и нижнее - не менее 2 см. При оформлении проекта акта на двух и более листах верхнее поле второго и последующих листов составляет не менее 2,5 см.
2.3.22. Проекты актов, поступившие на рассмотрение в Министерство, должны быть рассмотрены департаментом - головным исполнителем в течение 10 календарных дней, следующих за днем их поступления в Министерство. Для департаментов-соисполнителей срок исполнения документа истекает в течение первой половины контрольного срока. Руководством Министерства может быть установлен иной срок исполнения.
В случае если замечания и предложения от департаментов-соисполнителей не будут получены в установленный срок, головной исполнитель информирует об этом руководителя, давшего поручение (или заместителя Министра, курирующего исполнение поручения), для принятия решения по дальнейшему исполнению поручения.
2.3.23. Согласование проектов актов оформляется визой руководителя федерального органа исполнительной власти (лица, его замещающего), которая включает личную подпись визирующего, при необходимости наименование его должности, инициалы, фамилию и дату.
2.3.24. Возражения (замечания) по проектам актов, поступивших на согласование в Министерство, оформляются в соответствии с требованиями Регламента Правительства Российской Федерации.
При оформлении протокола согласительного совещания следует руководствоваться пунктом 2.4.4 настоящей Инструкции.
2.3.25. На законопроект, поступивший в Министерство как головному исполнителю для подготовки заключения или отзыва Правительства Российской Федерации, должны быть получены предложения согласно указаниям по исполнению документа Аппарата Правительства Российской Федерации от соответствующих федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в установленный срок. Проекты заключений, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, согласовываются в порядке, установленном для согласования актов Правительства Российской Федерации.
Головной исполнитель в 20-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации обеспечивает подготовку проекта заключения или официального отзыва, его согласование и представление в Правительство Российской Федерации, а при невозможности представления заключения в указанный срок согласовывает с субъектом права законодательной инициативы продление срока и письменно информирует Правительство Российской Федерации о достигнутом согласии.
2.3.26. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований по согласованию, установленных для проектов актов, и сроков представления материалов соисполнителями, как правило, в 20-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. Если Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации согласованы с Правительством Российской Федерации более сжатые сроки, головной исполнитель организует оперативную подготовку соответствующих проектов.
Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы.
Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации осуществляется с учетом необходимости согласования предполагаемых сроков вступления в силу соответствующего федерального закона и сроков подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона.
Размещение на официальном сайте Министерства проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3.9 настоящей Инструкции.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей