3.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации
16. Разработка проектов федеральных законов (законопроектов) осуществляется Министерством во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе.
17. Законопроекты, подготовленные в Министерстве, вносятся в Правительство Российской Федерации с приложением следующих сопроводительных материалов:
а) проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;
б) пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;
в) финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
г) перечень законопроектов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;
д) перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;
е) заключения об оценке регулирующего воздействия;
ё) заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
18. Подготовка законопроектов в Министерстве осуществляется структурными подразделениями, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос, с участием Правового департамента.
19. Ответственность за качество подготовки и оформление представленного законопроекта и сопроводительных документов несет руководитель структурного подразделения, подготовившего законопроект.
20. Сопроводительное письмо должно быть подписано Министром, а в его отсутствие - лицом, исполняющим обязанности Министра.
Второй экземпляр законопроекта визируется руководителями структурных подразделений, ответственных за подготовку проекта, директором Департамента управления делами и кадров (в случае его временного отсутствия - заместителем директора), директором Правового департамента (в случае его временного отсутствия - заместителем директора), заместителем Министра, курирующим соответствующие вопросы, и заместителем Министра - Статс-секретарем.
(в ред. Приказа Минздрава России от 09.01.2018 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Правительство Российской Федерации, печатаются шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм).
а) На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка: "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается через 1 интервал и выравнивается по левой границе.
б) На расстоянии межстрочного интервала 24 пт от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".
22. Законопроект имеет следующие реквизиты:
а) наименование государства - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - печатается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом. Выравнивается по центру;
б) наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - отделяется от слова "Проект" межстрочным интервалом 42 пт, печатается прописными буквами размером шрифта N 22 и может быть выделено полужирным шрифтом, выравнивается по центру;
в) заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 38 пт, печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Пишется с прописной буквы и отвечает на вопрос: "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации), точка в конце заголовка не ставится;
г) в заголовке законопроекта о внесении изменений в действующие законы необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы - дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется, например:
О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации об административных правонарушениях
в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации
О внесении изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского
кодекса Российской Федерации (в части платежей в бюджет
и во внебюджетные фонды)
д) текст отделяется от заголовка межстрочными интервалами 36 - 48 пт и печатается через межстрочный интервал 24 пт;
е) текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть:
- основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи;
- заголовки частей и разделов печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Номера проставляются римскими цифрами, например:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, после которых ставится точка, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Наименование подраздела печатается полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце подраздела не ставится. Номера проставляются римскими цифрами, например:
Подраздел I. Общие положения об обязательствах
ё) главы нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок главы печатается полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка, например:
Глава 5. Права, обязанности и ответственность
ж) статьи имеют единую сквозную нумерацию. Порядковый номер статьи обозначается арабскими цифрами. Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка, например:
Статья 33. Банк России осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения
В исключительных случаях статья может не иметь заголовка. При его отсутствии слово "статья" и номер выделяют полужирным шрифтом.
В зависимости от содержания статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Части обозначаются арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Подпункты обозначаются буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой;
з) подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через один межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.
Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
и) визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законопроекта в нижней его части.
Образец оформления законопроекта приводится в Приложении N 1.
23. Требования по оформлению пояснительной записки к законопроекту.
Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм) и имеет следующие реквизиты:
а) наименование вида документа печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру;
б) заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.
В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка, например:
К проекту федерального закона "О внесении изменений в
статью 1 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге
с физических лиц"
в) текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.
Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа в нижней его части.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей