Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 октября 1997 г. N 13-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА
САНКТ - ПЕТЕРБУРГА ОТ 14 ИЮЛЯ 1995 ГОДА "О СТАВКАХ
ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ В 1995 ГОДУ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.Д. Рудкина, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева,
с участием директора товарищества с ограниченной ответственностью "Склады - автотранспорт - механизмы" (ТОО "СКАМ") А.В. Кирина, обратившегося от имени ТОО "СКАМ" с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, представителей Законодательного Собрания Санкт - Петербурга как стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт: Ю.А. Кравцова - председателя Законодательного Собрания Санкт - Петербурга, Н.А. Шевелевой - кандидата юридических наук,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 96, 97, 99 и 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба ТОО "СКАМ" на нарушение названным Законом ряда конституционных прав граждан - учредителей и работников этого товарищества.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Г.А. Гаджиева, объяснения сторон и их представителей, заключение эксперта С.Г. Пепеляева - директора департамента налогов и права аудиторской фирмы "Финансовые и бухгалтерские консультанты", кандидата юридических наук, свидетеля Н.Н. Безрукова - директора товарищества с ограниченной ответственностью "Приморское объединение", выступление приглашенного в заседание председателя Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству И.А. Южанова, исследовав представленные сторонами документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
1. Товарищество с ограниченной ответственностью "Склады - автотранспорт - механизмы" (ТОО "СКАМ") просит признать неконституционным Закон Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году" по содержанию, порядку принятия и введения в действие. По мнению заявителя, ставки земельного налога должны определяться органами местного самоуправления Санкт - Петербурга исходя из средних ставок, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю". Законодательное Собрание Санкт - Петербурга, изменив границы зон градостроительной ценности территории и установив на 1995 год новые ставки земельного налога по указанным зонам, вышло за пределы своих полномочий и осуществило конституционные полномочия органов местного самоуправления. К тому же заявитель, не оспаривая закрепленное в Законе Российской Федерации "О плате за землю" право Правительства Российской Федерации индексировать ежегодно установленные федеральным законом ставки земельного налога, указывает, что оспариваемым Законом Санкт - Петербурга ставки земельного налога завышены. Заявитель полагает, что данному Закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, в нарушение требований статьи 57 Конституции Российской Федерации придана обратная сила.
2. Решение о взыскании с ТОО "СКАМ" доначисленной суммы земельного налога за 1995 год и пени принято налоговой инспекцией по результатам проверки, в ходе которой установлена недоплата земельного налога. В частности, выявлено, что ТОО "СКАМ" произвело расчет земельного налога за 1995 год в целом по ставке 750 руб. за 1 кв. м, без учета Закона Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года, которым ставка для четвертой зоны градостроительной ценности на весь налоговый период была повышена до 7562 руб. за 1 кв. м.
По иску ТОО "СКАМ" Арбитражный суд Санкт - Петербурга и Ленинградской области признал недействительным акт госналогинспекции Адмиралтейского района Санкт - Петербурга в части доначисления земельного налога за 1995 год и пени. Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа решение Арбитражного суда Санкт - Петербурга и Ленинградской области отменил, полагая, что после вступления в силу Закона Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года земельный налог на территории Санкт - Петербурга подлежал уплате всеми налогоплательщиками исходя из новых ставок и границ зон градостроительной ценности территории. Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев заявление ТОО "СКАМ" о принесении протеста на постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа, не нашел для этого оснований.
Считая, что примененный налоговой инспекцией и арбитражными судами Закон Санкт - Петербурга нарушает конституционные права налогоплательщиков, ТОО "СКАМ" обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации.
3. Статья 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит земельный налог к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 17 марта 1997 года "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга. Однако заявитель просит признать Закон Санкт - Петербурга неконституционным на том основании, что им нарушены права местного самоуправления.
В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Из этого следует, что жалобы граждан и объединений граждан допустимы в целях защиты их конституционных прав и свобод. Поэтому содержащееся в жалобе ТОО "СКАМ" ходатайство о нарушении оспариваемым Законом компетенции местного самоуправления в данном деле не может быть признано допустимым.
Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога.
Оспариваемый Закон Санкт - Петербурга в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает, что налогоплательщики уплачивают земельный налог равными долями в следующие сроки: до 15 июля, до 15 сентября и до 15 ноября 1995 года. Его статьей 2 утверждены новые ставки земельного налога в Санкт - Петербурге с дифференциацией по зонам градостроительной ценности территории и административным районам. При этом для значительного числа налогоплательщиков утверждение новых ставок означало необходимость уплаты земельного налога в гораздо больших размерах, чем было установлено в 1994 году.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", официальных изданиях органов государственной власти Санкт - Петербурга. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Российской Федерации
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей