<Письмо> Госналогслужбы РФ от 20.10.1998 N ВП-6-11/749@ (ред. от 24.05.1999) <О применении п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 октября 1998 г. N ВП-6-11/749@

(в ред. письма МНС РФ от 24.05.99 N АС-6-18/422@)

Госналогслужба России в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 12.10.98 N 24-П сообщает следующее.

Указанным Постановлением признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления сумм налогов в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.

При этом положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о том, что обязанность юридического лица прекращается уплатой им налога, предусматривающее с учетом конституционных норм прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица со дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета плательщика независимо от зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет, согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации признано соответствующим Конституции Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 утратила силу с 1 января 1999 года в связи с принятием Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ.

Статья 45 Налогового кодекса РФ регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

С учетом названных положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации налоговые органы не вправе взыскивать с налогоплательщиков суммы налогов, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков на основании их платежных поручений и не перечисленных по вине кредитной организации в бюджет.

Абзац утратил силу. - Письмо МНС РФ от 24.05.99 N АС-6-18/422@.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщик, являясь клиентом кредитной организации, связанной с ним договором банковского счета, вправе требовать от кредитной организации исполнения своих платежных поручений, а также получать информацию об осуществленных кредитной организацией операциях по расчетному счету и контролировать их осуществление.

В связи с этим, а также с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации налоговые органы вправе предложить налогоплательщикам представлять в налоговый орган копии платежных поручений, с отметками кредитных организаций об исполнении указанного поручения, и выписки кредитных организаций об осуществленных операциях по расчетному счету, свидетельствующих о надлежащем исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.

В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы налоговым органам надлежит направлять соответствующие запросы в кредитные организации и при установлении следующих и нижеперечисленных фактов принять меры к бесспорному взысканию с налогоплательщика недоимки по налогам и сборам:

- непредъявление налогоплательщиком в кредитные организации платежных поручений на перечисление денежных средств в бюджет;

- отсутствие на расчетных счетах денежных средств, необходимых для исполнения кредитной организацией платежных поручений на уплату налогов и сборов;

- отсутствие списания кредитной организацией денежных средств с расчетного счета по платежным поручениям налогоплательщика на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд.

При наличии информации о неисполнении кредитными организациями платежных поручений налогоплательщиков на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов налоговым органам надлежит осуществлять проверки указанных кредитных организаций, в ходе которых провести инвентаризацию платежных поручений налогоплательщиков на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд, денежные средства по которым фактически не поступили в бюджет по вине кредитной организации, определить сумму налогов и сборов, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, и не перечисленную в бюджет по вине кредитной организации, и составить списки предприятий и организаций, направивших в проверяемую кредитную организацию платежные поручения на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов, которые не были исполнены этой кредитной организацией на момент проверки.

Начальникам госналогинспекций по субъектам Российской Федерации по согласованию с территориальными управлениями Банка России и органами федеральной службы налоговой полиции составить реестры кредитных организаций, не обеспечивающих своевременность исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и других клиентских платежей.

Выдачу налогоплательщикам документов (справок), подтверждающих постановку на учет, следует осуществлять для открытия расчетных, текущих и иных счетов только в кредитных организациях, не включенных в реестр.

В случае изменения финансового состояния кредитной организации или выявления случаев нарушения банковского и налогового законодательства оперативно вносить изменения в реестр.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся выдачи налогоплательщикам документов, подтверждающих постановку на учет, см. пункт 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

Информацию об исполнении настоящего поручения представить в Госналогслужбу России до 30.10.98.

Заместитель Руководителя

Госналогслужбы России -

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

В.А.ПАВЛОВ