Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.5. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов

3.5.1. Приказ

Приказ - распорядительный документ таможенного управления, таможни, таможенного поста со статусом юридического лица. Проекты приказов разрабатываются отделами указанных таможенных органов по поручению руководства или по собственной инициативе.

Проекты приказов должны составляться на основе тщательного и всестороннего изучения затрагиваемых в них вопросов с тем, чтобы содержащиеся в проектах предложения были конкретными и реальными, соответствовали действующему законодательству, обеспечивались необходимыми материально - техническими средствами и финансированием и исключали необходимость выпуска дополнительных приказов в связи с неполнотой или недоработкой предыдущего приказа.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

В первой, констатирующей, части излагаются основание или причина составления документа. Если основанием к изданию приказа является правовой акт или поручение ГТК России, то в констатирующей части указываются его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается таможенного органа.

Во второй, распорядительной, части излагается решение руководителя. Если содержание документа не нуждается в пояснении, то его текст содержит только распорядительную часть.

Распорядительная часть начинается словом "ПРИКАЗЫВАЮ", напечатанным прописными буквами без разрядки с новой строки от нулевого положения табулятора (от границы левого поля). В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий.

Распорядительная часть делится на пункты, если исполнение приказа предполагает несколько исполнителей и выполнение различных по характеру действий. Действия одного характера или исполнителя перечисляются в одном пункте.

В случае, если управленческое действие предполагает конкретного исполнителя, соответствующий пункт документа должен начинаться с указания должности и фамилии исполнителя (инициалы в тексте ставятся после фамилии) в дательном падеже. В качестве исполнителей могут быть указаны таможенные организации или структурные подразделения.

Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа.

В последнем пункте распорядительной части указывается конкретное должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

Страницы приказа и приложений нумеруются как единый документ.

Проекты приказов во исполнение решений, приказов и распоряжений ГТК России должны быть подготовлены в срок, установленный руководством ГТК России.

До представления на подпись проект приказа визируется на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра всеми заинтересованными структурными подразделениями и Юридическим отделом, который определяет целесообразность оформления данного вопроса приказом, соответствие проекта приказа действующему законодательству, проверяет отсутствие противоречий ранее изданным приказам (приложение 8).

Проекты приказов представляются на подпись начальником отдела документационного обеспечения, который несет ответственность за правильность их оформления.

Приказы подписываются начальниками (а в их отсутствие - заместителями, исполняющими их обязанности) управления, таможни, таможенного поста со статусом юридического лица.

В приказах о назначении на должность, освобождении от должности, поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности фамилии, имена и отчества пишутся полностью.

К приказам о командировании сотрудников таможенного органа прилагается задание на командировку, подписанное руководителем соответствующего отдела. Приказы подписывают начальники управления, таможни, таможенного поста со статусом юридического лица или по их поручению - заместители.

При подписании приказов в реквизите "Подпись" указываются должность и специальное звание.

Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

3.5.2. Распоряжение

Распоряжение - документ, издаваемый управлением, таможней, а также таможенным постом со статусом юридического лица, преимущественно по вопросам информационно - методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов.

Распоряжения подписывают начальники управления, таможни, таможенного поста со статусом юридического лица или по их поручению - заместители.

Подготовка и оформление распоряжений проводится в соответствии с установленным порядком подготовки и оформления приказов.

Распорядительная часть начинается словом "ПРЕДЛАГАЮ (ОБЯЗЫВАЮ)", напечатанным прописными буквами без разрядки с новой строки от нулевого положения табулятора (от границы левого поля).

Последним пунктом распоряжения возлагается контроль за его исполнением на соответствующий отдел или должностное лицо.

При подписании распоряжений в реквизите "Подпись" указываются должность и специальное звание.

Распоряжения нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

3.5.3. Инструкция

Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности таможенного органа.

В заголовке к тексту инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования.

Текст инструкции состоит из разделов, внутри которых делится на пункты, а при необходимости - и на подпункты.

Инструкции визируются начальником отдела - разработчика и утверждаются начальниками управления, таможни, таможенного поста со статусом юридического лица или по их поручению заместителями путем издания приказа об утверждении инструкции или проставлением грифа утверждения (п. 3.4.11).

3.5.4. Подготовка документов к заседаниям коллегии

Подготовка и представление документов к заседаниям коллегии возлагается на руководителей отделов.

Представляются следующие документы:

справка объемом 4 - 5 страниц машинописного текста и, при необходимости, приложения к ней;

проект решения или приказа с указанием исполнителей и сроков исполнения;

список лиц, приглашаемых на заседание коллегии, с указанием их должности и организации.

Указанные документы не позднее чем за 5 рабочих дней до заседания передаются секретарю коллегии. Рассылаются документы за 3 дня до заседания.

Решение - документ, принимаемый коллегией в целях разрешения наиболее важных вопросов.

Текст проекта любого решения, как правило, состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части излагаются состояние вопроса, цели, задачи проекта решения. Если основанием к изданию решения является документ ГТК России, то в констатирующей части указываются наименование, дата, номер и заголовок этого документа, который относится к таможенному управлению, принимающему решение.

Распорядительная часть должна содержать перечень мероприятий или действий, предписываемых решением, их исполнителей и сроков исполнения.

Слово "РЕШИЛА" печатается без разрядки, прописными буквами, отдельной строкой от нулевого положения табулятора (от границы левого поля).

В качестве исполнителей могут быть указаны таможни, таможенные посты, отделы управления или должностные лица.

Заседания коллегии оформляются протоколом.

Проекты решения коллегии и приказа дорабатываются в соответствии с высказанными при обсуждении замечаниями и через секретаря коллегии представляются на подпись руководству управления в 3-дневный или установленный коллегией срок.

Совместное решение, принятое коллегией таможенного управления и коллегиальным органом другой организации, оформляется не на бланке (приложение 9).

3.5.5. Протокол

Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов и совещаниях.

Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.

В вводной части заполняются следующие реквизиты: председатель, секретарь, присутствовали, повестка дня. На бланке протокола эти реквизиты имеют типографское исполнение.

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела состоит из трех частей: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ). Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола <*>, решение печатается полностью. Слово РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ) печатается прописными буквами без разрядки с новой строки от нулевого положения табулятора (от границы левого поля). Текст решения строится по образцу текста приказа (п. 3.5.1).

--------------------------------

<*> Краткая форма протокола применяется в случае, когда к протоколу прилагаются тексты докладов и выступлений.

Протокол может фиксировать решение об утверждении какого-либо документа. В этом случае в тексте протокола должна содержаться ссылка на этот документ, а сам документ прилагается к протоколу.

При наличии особого мнения по принятому решению оно записывается в протоколе после соответствующего протокольного решения.

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем (п. 3.4.17).

Дата, проставленная на протоколе, должна соответствовать дню проведения заседания коллегиального органа или совещания.

Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Протоколы совместных заседаний (совещаний) должны иметь составные номера, включающие порядковые номера протоколов таможенного управления, таможни, таможенного поста со статусом юридического лица, и организаций, принимавших участие в работе коллегиального органа.

Порядок подготовки, выпуска протоколов и решений коллегиальных органов определяется в положениях об этих органах или регламентах их работы.

3.5.6. Акт

Акт - документ, составляемый несколькими лицами и подтверждающий установленные ими факты или события.

Текст акта состоит из двух частей: вводной и констатирующей.

В вводной части акта указывается распорядительный документ, на основании которого актируются факт, событие или действие (в именительном падеже), его номер и дата. При перечислении лиц, участвовавших в составлении акта, указываются наименования должностей с обозначением организаций, фамилии и инициалы (в именительном падеже). Если акт составлен комиссией, то первым указывается председатель комиссии. Фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке. Слова "Основание", "Председатель", "Члены комиссии", "Присутствовали" пишутся с прописной буквы.

В констатирующей части акта излагаются цели и задачи актирования, существо и характер проведенной комиссией работы, установленные факты и события, а также выводы и замечания. Констатирующая часть заканчивается сведениями о количестве экземпляров акта и месте их нахождения, которые помещаются перед отметкой о наличии приложений к акту от нулевого положения табулятора, например:

Составлен в 3-х экземплярах:

1-й экземпляр -

2-й экземпляр -

3-й экземпляр -

Количество экземпляров акта определяется числом заинтересованных в нем сторон или нормативными документами, регламентирующими составление акта.

При наличии приложений ссылка на них дается в конце текста акта перед подписями и оформляется как реквизит "отметка о наличии приложений".

Акт подписывается всеми членами комиссии. При расшифровке подписей инициалы ставятся перед фамилиями.

3.5.7. Доверенность - документ, фиксирующий факт предоставления права доверенности лицу на совершение каких-либо действий от лица доверителя (таможенного органа или его сотрудников).

Официальные доверенности выдаются таможенным управлением, таможней, таможенным постом со статусом юридического лица своим представителям на совершение сделок, получение денег, товарно - материальных ценностей или других действий от имени указанных таможенных органов. В тексте официальной доверенности указываются следующие сведения:

должность и паспортные данные доверенного лица;

организация, в которой производятся действия по доверенности;

вид действий;

образец подписи лица, получившего доверенность;

срок действия доверенности.

Личные доверенности выдаются от лица доверителя (сотрудника) на получение зарплаты и других выплат, связанных с трудовыми отношениями. В тексте личной доверенности указываются доверитель, доверенное лицо и вид действий по доверенности.

3.5.8. Письма, как вид документа, по содержанию и назначению могут быть инструктивные, гарантийные, информационные, письма - запросы, письма - извещения, письма - приложения, письма - ответы и др.

Письма могут быть простыми и сложными.

Простые письма составляются в случаях, когда не требуется изложения сложных в административном или юридическом отношениях ситуаций. Простое письмо может иметь одну или две смысловые части. Письмо, состоящее из одной части, - это просьба без пояснения, напоминание без преамбулы, сообщение без обоснования и др. Если письмо состоит из двух частей, то первая - это обоснование письма, изложение причин его написания, мотивировка, а вторая, заключительная - просьба или отказ, напоминание, предложение, согласие, выражение гарантии и т.п. Текст простого письма не должен превышать 1 - 2-х машинописных страниц.

Сложные письма составляются по вопросам, требующим подробного изложения ситуации, ее анализа, оценки, аргументации, формулировки выводов, мнений, предложений, просьб. Сложные письма могут содержать до 5-ти страниц текста. Они состоят из следующих основных частей:

вступление,

основное содержание,

заключение.

Во вступлении формулируется тема письма, объясняющая причины его написания. Вступление может содержать:

ссылку на документ (организационно - правовой, распорядительный, нормативный, договорный, информационный или справочно - аналитический) и (или) его отдельные пункты, послужившие юридическим основанием или поводом для письма;

констатацию факта, события, сложившейся ситуации.

Основное содержание письма составляют описание события или ситуации, их анализ и приводимые доказательства. Заключение представляет собой выводы в виде предложений, мнений, требований, просьб, отказов, напоминаний.

3.5.9. Подготовка и оформление совместных документов

Таможенным управлением, таможней, таможенным постом со статусом юридического лица могут быть приняты документы совместно с другими организациями (приказы, распоряжения, инструкции, положения, письма). В этом случае документ составляется не на бланке.

При оформлении совместных документов указываются полные наименования организаций, участвовавших в подписании документа. Первым указывается наименование организации, являющейся инициатором создания документа. Подписи руководителей оформляются на одном уровне, например:

Начальник Северо - Западного Президент АОЗТ "Ломоносовский

таможенного управления фарфоровый завод"

В.А.Шамахов В.И.Петров

30.10.98 02.11.98

Подписывается столько экземпляров документа, сколько организаций участвовало в его создании. Каждый подписанный экземпляр является подлинником и хранится в делах организаций - участников. Экземпляр совместного документа с визами согласования хранится в делах организации - инициатора создания документа.

На подписанных документах проставляются даты и номера, присвоенные документу в каждой организации.