10.3. Требования к оформлению и расположению отдельных реквизитов
10.3.1. Пометка ограничения доступа к документу
Пометка "Для служебного пользования" с указанием номера экземпляра проставляется на первой странице документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения.
Пометка размещается в правом верхнем углу документа. Номер экземпляра проставляется ниже пометки через 1 межстрочный интервал.
10.3.2. Заголовок к тексту документа
Заголовок является обязательным реквизитом и включает краткое содержание документа. Заголовок должен быть кратким, точно передавать смысл текста и отвечать на вопрос "о чем?" или "о ком?" - "о выделении...", "об изменении..." и т.п.
Приказы (распоряжения) должны иметь соответствующий их содержанию краткий заголовок. Заголовок центрируется относительно текста. Точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок к тексту письма печатается от левой границы текстового поля. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал. Точка в конце заголовка не ставится.
Датой документа является дата его подписания или утверждения. Для документов, фиксирующих решения, принимаемые коллегиально (протокол, акт и др.), датой является дата принятия решения. Соответственно: для протокола - дата заседания, для акта - дата составления.
Дата документа проставляется должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Все служебные отметки на документе, связанные с его прохождением и исполнением, должны датироваться и подписываться.
Документы, изданные совместно, должны иметь одну (единую) дату. Так, если авторами документа являются несколько организаций, то датой документа является наиболее поздняя дата подписания.
Даты подписания, утверждения, согласования документа, а также даты, содержащиеся в тексте, оформляются цифровым способом в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами, например: 16.03.2005. При ссылке в тексте на правовой акт или иной документ дата оформляется следующим образом:
письмо <наименование автора документа> от 16.03.2005 N <...>.
Если порядковый номер месяца или числа состоит из одной цифры, то перед ними проставляется ноль, например: 01.02.2005. Допускается словесно - цифровой способ оформления даты, например: 27 января 2005 года.
Документы вступают в силу с момента их подписания (или утверждения), если в тексте или законодательством не предусмотрена другая дата.
10.3.4. Регистрационный номер документа
Регистрационный номер документа - цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации. В его состав обязательно входят индекс дела по номенклатуре и порядковый номер в пределах регистрируемого массива документов. Составные части регистрационного номера пишутся через разделитель без пробелов, например:
где (03-10), (12-1-01) - индекс дела по номенклатуре дел (см. п. 12.1.8, абз. 2; п. 12.1.11, абз. 2), если дело имеет уточняющие заголовки томов, в качестве индекса дела используется индекс общего заголовка дела;
543, 243 - порядковый номер документа в пределах регистрируемого массива документов.
Регистрационный номер документа, отправленного в электронной форме по СЭД или электронной почте, дополняется знаком @, являющимся неотъемлемой частью номера.
На документах, оформленных на бланках, регистрационный номер проставляется в зоне расположения этого реквизита.
На документах, оформленных на стандартных листах бумаги, номер проставляется рядом с датой.
Регистрационный номер документа, изданного совместно Управлением (Межрегиональной инспекцией) и другими организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из сторон, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.
Документы адресуют в организации, их структурные подразделения, должностным или физическим лицам.
При адресовании документа организации или ее структурному подразделению, без указания должностного лица, их наименования пишутся в именительном падеже, например:
При адресовании документа конкретному должностному лицу наименование организации указывается в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном, например:
При адресовании документа руководителю организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата, например:
Следует иметь в виду, что воинское (специальное) звание или классный чин государственного служащего - адресата указывается в том случае, если указывается воинское (специальное) звание или классный чин должностного лица, подписавшего документ.
При адресовании письма в организацию указывают ее наименование, затем почтовый адрес, например:
При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес, например:
При адресовании документа, отправляемого в электронной форме физическому лицу, индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, указывают фамилию и инициалы получателя (либо наименование организации), затем адрес электронной почты, например:
В реквизите "Адресат" допускается использовать официально принятые сокращенные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.
Почтовый адрес в составе реквизита "Адреса" указывается в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221.
Почтовый адрес не указывается в документах, направляемых в высшие органы государственной власти, другие федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, если они доставляются подразделением ГФС России.
При адресовании документа должностному лицу инициалы ставятся перед фамилией, при адресовании частному лицу - после фамилии.
Строки реквизита "Адресат" центрируются относительно самой длинной строки или выравниваются по левому краю.
В зоне реквизита "Адресат" документа не должно быть более четырех адресатов. Слово "копия" перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывается. В этом случае должностным лицом подписываются все экземпляры служебного письма, подлежащие отправке. При большем количестве однотипных адресатов составляется список рассылки, при этом ниже адресата добавляются взятые в скобки слова "(по списку)". Список рассылки оформляется отдельным файлом в произвольной форме и вкладывается в РК исходящего документа.
Текст документа должен быть ясным, кратким, обоснованным, обеспечивающим точное и однозначное восприятие изложенной в нем информации.
Текст печатается на расстоянии 2 - 3-х межстрочных интервалов (24 - 36 пт) от заголовка в установленных границах зоны реквизита "Текст документа". Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Текст документа, как правило, состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания и цели составления документа, во второй (заключительной) - решения, выводы, просьбы, предложения и рекомендации.
В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, обязательно указывают их реквизиты.
В приказах (распоряжениях) изложение текста должно идти от первого лица единственного числа - "приказываю", "разрешаю".
В распорядительных документах коллегиальных органов текст излагается от третьего лица единственного числа - "решила", "постановляет". В совместных распорядительных документах - от первого лица множественного числа - "приказываем", "решили".
Текст протокола излагается от третьего лица множественного числа - "слушали", "постановили".
В письмах используют следующие формы изложения:
- от первого лица множественного числа ("...просим направить...", "...направляем на рассмотрение...");
- от первого лица единственного числа ("...считаю необходимым...", "...прошу выделить...");
- от третьего лица единственного числа ("УФНС России по <наименование субъекта Российской Федерации> не возражает...", "Межрегиональная ИФНС России по <наименование федерального округа> считает возможным...").
Реквизит "Подпись" в приказах и распоряжениях состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия). Подпись отделяется от предыдущего реквизита тремя межстрочными интервалами.
Федеральной налоговой службы
по Пензенской области ________________________ Инициалы. Фамилия
личная подпись
или
Руководитель УФНС России
по Пензенской области ________________________ Инициалы. Фамилия
личная подпись
или
Руководитель ________________________ Инициалы. Фамилия
личная подпись
Если документ оформляется на угловом бланке письма Руководителя или заместителя Руководителя, то подпись включает классный чин, личную подпись, инициалы имени, отчества и фамилию. Наименование должности в подписи не указывается.
Российской Федерации
2 класса ________________________ Инициалы. Фамилия
личная подпись
Если документ оформляется на угловом бланке Управления (Межрегиональной инспекции), то подпись включает сокращенное наименование должности, классный чин, личную подпись, инициалы имени, отчества и фамилию. Например:
государственный советник
Российской Федерации
2 класса ________________________ Инициалы. Фамилия
личная подпись
Если документ (например: внутренняя переписка) оформляется не на бланке Управления (Межрегиональной инспекции), то подпись включает полное наименование должности, классный чин, личную подпись, инициалы имени и отчества, фамилию.
Межрегиональной инспекции
Федеральной налоговой службы
по Южному федеральному округу,
государственный советник
Российской Федерации 2 класса ________________________ Инициалы. Фамилия
личная подпись
или
Заместитель руководителя
Межрегиональной ИФНС России
по Южному федеральному округу,
государственный советник
Российской Федерации 2 класса ________________________ Инициалы. Фамилия
личная подпись
Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с указанием его должности и фамилии. При этом не допускается ставить предлог "За", надпись от руки "Зам." или косую черту перед наименованием должности.
При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности.
При подписании документа несколькими должностными лицами, равными по должности, но представляющими разные органы, подписи располагают на одном уровне.
10.3.8. Согласование документа
При необходимости, проект документа согласуется с органами и организациями, интересы которых в нем затрагиваются, - внешнее согласование.
Внешнее согласование документа оформляется соответствующим грифом.
Гриф согласования включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование должности лица, с которым согласуется документ (включая наименование организации), личную подпись, расшифровку подписи и дату его согласования; или название документа, подтверждающего согласование, его дату и номер, например:
Губернатор
Московской области
________________ ___________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
"__" _________________ 2009 г.
Гриф согласования располагается ниже реквизита "Подпись" в левом нижнем углу.
Визирование приказов и распоряжений оформляется на отдельном листе согласования (Приложение N 9). После простановки виз, на обратной (чистой) стороне листа согласования распечатывается последняя (или единственная) страница подлинника документа. Для приказов и распоряжений на 1 листе допускается лист согласования оформлять отдельно (не на оборотной стороне документа).
Для служебных писем, направляемых на бумажном носителе от 1 до 4 адресатам, визы проставляются на лицевой стороне последнего листа отдельного (визового) экземпляра служебного письма, который оформляется либо на чистом листе бумаги формата А4 (без бланка), либо с использованием электронного шаблона бланка (без герба).
В остальных случаях визы проставляются на оборотной стороне последнего листа оригинала (одного из оригиналов) документа. Для служебного письма на 1 листе визирование допускается оформлять на визовом экземпляре.
Виза на проектах служебных писем включает в себя личную подпись визирующего с расшифровкой и дату, а при необходимости - наименование должности. Все указанные реквизиты проставляются как собственноручно, так и с использованием печатных средств с устойчивыми к истиранию красителями. Использование карандаша не допускается.
10.3.10. Утверждение документа
На документах, подлежащих утверждению, гриф утверждения проставляется в правом верхнем углу первого листа документа.
Документ утверждается должностным лицом (лицами) или специально издаваемым документом.
При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа состоит из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, его классного чина (при необходимости), личной подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:
Руководитель УФНС России
по Тверской области
________________ ___________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
"__" ________________ 2009 г.
При утверждении документа приказом, решением, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО (без кавычек), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера, например:
Если приказом (распоряжением) утверждаются несколько документов, то в правом верхнем углу каждого из них проставляется номер приложения, на который дана ссылка в тексте приказа (распоряжения) и гриф утверждения, например:
Слова УТВЕРЖДЕНО и УТВЕРЖДЕН согласуются в роде и числе с первым словом наименования приложения: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА, мероприятия - УТВЕРЖДЕНЫ.
10.3.11. Указания по исполнению документа (резолюция)
Указание по исполнению документа пишется на отдельном листе, прилагаемом к документу, с обязательным указанием регистрационного номера и даты документа, к которому оно относится. Указание по исполнению документа может быть распечатано с соответствующего шаблона в СЭД-регион.
(в ред. Приказа ФНС России от 20.11.2014 N ММВ-7-10/594@)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указание по исполнению документа пишется на документе или на отдельном листе, прилагаемом к документу, с обязательным указанием регистрационного номера и даты документа, к которому оно относится. Указание по исполнению документа может быть распечатано с соответствующего шаблона в СЭД-регион.
В случаях, когда поручение дается двум или нескольким лицам, равным по должности, основным исполнителем является лицо, указанное в поручении первым. Ему предоставляется право созыва соисполнителей и координация их работы.
Основной исполнитель и соисполнитель вправе давать поручения в виде указания по исполнению документа лицам, непосредственно им подчиненным.
На документах, имеющих типовые сроки исполнения и не требующих внесения текста поручения, в указания по исполнению документа включаются: исполнитель, подпись автора указания и дата.
10.3.12. Отметка об исполнителе
Отметку об исполнителе располагают на лицевой стороне последнего листа документа в левом нижнем углу. Отметка включает напечатанные шрифтом N 10 инициалы, фамилию исполнителя и номер его телефона, например:
При подготовке документов, адресуемых УФНС России, МИ ФНС России, организациям, подведомственным ФНС России, сведения о номере телефона исполнителя дополняются номером внутренней телефонной нумерации с указанием зоны телефонной нумерации, например:
(п. 10.3.12 в ред. Приказа ФНС России от 01.06.2018 N ММВ-7-10/367@)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.3.13. Оформление приложений к документу
Приложения оформляются на стандартных листах и должны иметь все необходимые для документа реквизиты (название, заголовок, дату, номер, отметку о согласовании, подпись исполнителя или его руководителя и т.д.).
Отметка о наличии приложения к документу оформляется следующим образом.
Если приложение названо в тексте, то отметка о его наличии оформляется следующим образом:
Если документ имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, количество листов и экземпляров. Если документ имеет приложение в виде файла, созданного с помощью специализированной программы (например, табличного редактора), допускается не указывать количество листов приложения. При наличии нескольких приложений их нумеруют, например:
(в ред. Приказа ФНС России от 01.06.2018 N ММВ-7-10/367@)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если к документу прилагается другой документ, также имеющий приложение, то отметка о наличии приложения оформляется следующим образом:
Приложения к распорядительным документам содержат в правом верхнем углу первого листа отметку с указанием наименования документа, его даты и номера, например:
Если в приложении к приказу даны документы другой организации (например, инструкция Минфина России), то в правом верхнем углу данного приложения делается соответствующая запись:
к приказу УФНС России
по Курской области
от 02.02.2009 N 4
(Инструкция Минфина России
от 22.12.2008 N 305/27)
Если приложения сброшюрованы, количество листов не указывается, например:
Приложение: техническое задание на разработку системы "ЭОД" в 2 экз.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей