Решение Верховного Суда РФ от 30.07.1998 N ГКПИ98-285 <Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично незаконным пункта 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018>
Верховный Суд Российской Федерации в лице
Судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В.
При секретаре Емельяновой М.А.
С участием прокурора Федотовой А.В.
И адвоката Безусова С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Котельниковой Елены Юрьевны на п. 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018,
Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 11 октября 1993 г. за N 1018 утверждена Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.
В пункте 1 названной Инструкции предусмотрено, что плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются:
организации, учреждения, предприятия, независимо от форм собственности и организационно - правовых форм деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями;
иные хозяйствующие субъекты, к которым для целей настоящей Инструкции относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью) - адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.
Котельникова Е.Ю. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит признать пункт 1 названной Инструкции, в части включения в нее нотариусов как плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, незаконным, в связи с его противоречием ст. ст. 1, 6 и 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
В подтверждение требования Котельникова Е.Ю. указала, что 30 июля 1997 г. Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области, со ссылкой на Инструкцию "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденное Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 к ней предъявлен иск о взыскании задолженности по указанным взносам на 1 июля 1997 г. на сумму 104003641 руб. По мнению Котельниковой Е.Ю., п. 1 названной Инструкции в части включения нотариусов в перечень плательщиков страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования противоречит ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", из которой следует, что к плательщикам страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование отнесены: предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и лица свободных профессий. Ни под одну из этих категорий нотариусы не подпадают, поэтому в Инструкции неправомерно значительно расширен по сравнению с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" перечень плательщиков этого вида взносов. Нотариус не является плательщиком взносов в фонды медицинского страхования.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации, а Инструкция "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование" была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, а не Верховным Советом Российской Федерации, по мнению Котельниковой Е.А., Правительство вышло за пределы предоставленных ему прав, расширивших круг плательщиков страховых взносов на медицинское страхование.
Заявительница полагает, что Правительству Российской Федерации необходимо было лишь подробнее описать порядок взимания и учета страховых взносов в пределах предоставленных ему полномочий, а не устанавливать иной перечень плательщиков, отличный от установленного Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Нельзя рассматривать нотариуса в качестве плательщика этих взносов, исходя из требований Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1993 года.
В связи с тем, что ст. 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что субъектами платежей взносов в фонд обязательного медицинского страхования являются предприятия, учреждения, иные хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, которые уплачивают взносы в процентах по отношению к начисленной оплате труда, а нотариусы, занимающиеся частной практикой, какой-либо начисленной оплаты за свой труд не получают, они, полагает заявительница, не могут быть субъектом данного платежа. В силу ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, за совершенные нотариальные действия взимает тариф, по своему размеру равный государственной пошлине. При этом из полученных сумм нотариус возмещает необходимые затраты, связанные с деятельностью нотариуса, производит другие выплаты, а оставшиеся после этого суммы поступают в его собственность и являются доходом нотариуса.
Заявительница в подтверждение жалобы также ссылается на то, что частный нотариус не является субъектом трудовых отношений с кем-либо из работодателей, а ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" установлено, что правоотношения по обязательному медицинскому страхованию в отношении работающего населения возникают с момента заключения с ними трудового договора. Поэтому нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, не могут распространяться на частных нотариусов.
Котельникова Е.Ю. полагает, что плательщиком взносов в фонды обязательного медицинского страхования нотариус может быть, если в Законе Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" частный нотариус будет прямо указан как плательщик этого взноса.
Заслушав объяснения представителей Котельниковой Е.Ю. - Попова О.Н., Безусова С.В., Новикова И.Ю., поддержавших жалобу, объяснения представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ковалевского М.А., Юркина Геннадия Львовича, Министерства финансов Российской Федерации Дерюгиной Е.Г., Государственной налоговой службы Российской Федерации Коротковой Л.А., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей, что жалоба Котельниковой Е.Ю. необоснованна, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 12 названного Закона предусмотрено, что финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. дано понятие субъектов медицинского страхования. В ней указано, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий (далее предприятия).
Таким образом, в названной статье дано общее понятие страхователей при обязательном медицинском страховании, без указания конкретно, кто из занимающихся этими видами деятельности являются страхователями.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Постановлением Верховного Совета Российской Федерации, являвшимся высшим законодательным органом Российской Федерации, от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 было утверждено Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В пункте 1 Положения указано, что плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности.
Пунктом 13 названного Положения предусмотрено, что Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации, была утверждена Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование. В пункте 1 Инструкции указано, что плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются: организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно - правовых форм деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями.
Иные хозяйствующие субъекты, к которым для целей настоящей Инструкции относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью), - адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенных в творческие союзы.
Нет оснований полагать, что, включив в перечень плательщиков страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования частных нотариусов, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, установив иной перечень плательщиков, отличный от установленного ст. 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В статье 2 указанного Закона дано общее понятие плательщиков - страхователей (эти понятия отождествлены) страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование. В пункте 1 Инструкции конкретизировано, кто является плательщиками этого вида страховых взносов. Нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что частные нотариусы не подходят ни под одну из категорий плательщиков, указанных в ст. 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", поскольку нотариус как физическое лицо не может быть ни предприятием, учреждением, организацией, которые являются юридическими лицами, ни лицом, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, ни лицом, относящимся к лицам свободной профессии.
Согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В названной норме по существу перечисляются все признаки юридического лица. Однако частный нотариус юридическим лицом не является.
Из ст. 28 Основ законодательства "О нотариате" следует, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, осуществляют финансово - хозяйственную деятельность. В связи с чем возможно отнесение частнопрактикующих нотариусов к иным хозяйствующим субъектам.
Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично - правовой статус частных нотариусов и позволяет сделать вывод, что они принадлежат к лицам свободных профессий.
Учитывая изложенное следует сделать вывод, что по целому ряду признаков частный нотариус может быть отнесен к перечню плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование, как указанных в ст. 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", так и в п. 1 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1.
Разрешая жалобу, суд принимает во внимание, что Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" был принят до введения института нотариусов, занимающихся частной практикой, 28 июня 1991 г.
После принятия 11 февраля 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в части 4 ст. 17 и части 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в перечень плательщиков включены "иные хозяйствующие субъекты". В связи с этим в п. 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование обоснованно включены иные хозяйствующие субъекты, к которым для целей указанной Инструкции отнесены и частные нотариусы.
Согласно Федеральным законам "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996, 1997, 1998 годы, принятым Государственной Думой 22 ноября 1995 г., 25 декабря 1996 г. и 19 декабря 1997 г., нотариусы, занимающиеся частной практикой, отнесены к плательщикам страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, поэтому несостоятелен довод жалобы о том, что ни в одном из федеральных законов частный нотариус не указан как плательщик этого вида страховых взносов.
Нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что п. 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в части включения в нее нотариусов как плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, противоречит ст. ст. 6 и 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и п. 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, поскольку неуказание в этих нормах нотариусов, занимающихся частной практикой, в качестве плательщиков этого вида страховых взносов не свидетельствует о том, что они не подпадают ни под одну из категорий плательщиков.
Ссылка на то, что частный нотариус не состоит субъектом трудовых отношений с кем-либо из работодателей, не свидетельствует о том, что нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, на него не распространяются, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" к категории плательщиков страховых взносов отнесено работающее население.
Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.
За выполнение действий, указанных в части 1 настоящей статьи, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.
Довод жалобы о том, что частный нотариус за совершенные нотариальные действия взимает тариф, по своему размеру равный государственной пошлине, и из полученных сумм возмещает необходимые затраты, связанные с нотариальной деятельностью, производит другие выплаты, противоречит части 2 ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, поскольку в ней предусмотрено, что в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма за выполнение нотариальных действий, тариф определяется соглашением между нотариусом, занимающимся частной практикой, и физическими и (или) юридическими лицами.
То обстоятельство, что нотариус, занимающийся частной практикой, не получает какой-либо начисленной оплаты за свой труд, а имеет доход, не может быть расценено как невозможность отнесения его к плательщикам страхового взноса на обязательное медицинское страхование. В соответствии с требованиями ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, поступают в его собственность после налогов и других обязательных платежей. Выплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование согласно требованиям Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" носит обязательный характер.
Учитывая изложенное, нет оснований полагать, что п. 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, в части включения в нее частных нотариусов как плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, противоречит требованиям закона и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы Котельниковой Е.Ю. Жалоба Котельниковой Е.Ю. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
В удовлетворении жалобы Котельниковой Елены Юрьевны о признании незаконным п. 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, в части включения в нее частных нотариусов как плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, отказать.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей