к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 10 декабря 2014 г. N 888
1. Настоящая Инструкция устанавливает единый подход к порядку подготовки и оформления в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) проектов документов, в том числе проектов актов, представляемых Президенту Российской Федерации, в Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации, Государственная Дума) и Правительство Российской Федерации (далее - органы государственной власти), заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных конституционных и федеральных законов (далее - заключения, поправки, официальные отзывы).
2. При подготовке проектов документов, в том числе проектов актов, заключений, поправок, официальных отзывов, необходимо руководствоваться положениями следующих правовых актов:
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558 "Об утверждении Порядка подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд" (далее - Указ N 558);
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов";
от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 260, Регламент Правительства Российской Федерации);
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (далее - постановление N 452);
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727)
от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации";
абзац утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13;
(см. текст в предыдущей редакции)
от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (далее - постановление N 851);
от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти";
от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1318);
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 24.09.2018 N 527)
(см. текст в предыдущей редакции)
от 17 февраля 2014 г. N 120 "О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания";
от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727)
от 10 октября 2020 г. N 1649 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством Российской Федерации обращений об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд и о внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1649);
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
Инструкцией по подготовке в Министерстве обороны Российской Федерации документов, относящихся к заключению, выполнению и прекращению международных договоров Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 февраля 2016 г. N 75.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
Кроме того, при подготовке проектов документов, представляемых в органы государственной власти, необходимо использовать Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (письмо Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490), Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. N 76, а также учитывать требования правил оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации и инструкций по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации и в Аппарате Правительства Российской Федерации.
3. Ответственность за соответствие проектов документов, представляемых в органы государственной власти, законодательству Российской Федерации и настоящей Инструкции, качество их подготовки и оформления, а также обосновывающих материалов, за согласование в установленном порядке несут руководители органов военного управления, являющихся головными разработчиками проекта документа (далее - ОВУ - разработчик), и должностные лица, непосредственно готовившие эти проекты.
Наряду с указанными лицами ответственность за соответствие проектов документов, представляемых в органы государственной власти, законодательству Российской Федерации также несут должностные лица, согласовавшие (завизировавшие) их, а также направившие предложения по вопросам и в пределах своей компетенции, в том числе по результатам правовой (антикоррупционной) экспертизы.
4. В зависимости от содержания вопросов, которые следует решить в том или ином органе государственной власти в соответствии с их полномочиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разрабатываются проекты писем, справочные и аналитические материалы, а при необходимости - проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, а также международных договоров (далее - акты).
5. Проекты актов, представляемые в органы государственной власти, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если проект акта затрагивает вопросы, регулируемые международными договорами (соглашениями, протоколами), в которых участвует Российская Федерация, то он должен соответствовать этим договорам (соглашениям, протоколам).
6. Если в ранее принятые федеральные конституционные законы, федеральные законы, изданные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требуется внести изменения, то подготавливаются проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответственно.
Нормативные правовые акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Внесение изменений в нормативные правовые акты бывшего СССР не допускается. В этом случае для решения тех или иных вопросов разрабатываются проекты законодательных и (или) правовых актов Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации.
7. Проекты правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащие нормативные предписания, разрабатываются в форме проектов указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Проекты правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по оперативным и (или) организационным вопросам, а также по другим текущим вопросам разрабатываются в форме распоряжений.
8. Подготовка проектов актов для представления в органы государственной власти осуществляется:
в соответствии с поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации;
в соответствии с поручениями руководящих должностных лиц Министерства обороны;
по планам законопроектной деятельности;
в соответствии с ежегодно утверждаемым Министром обороны Российской Федерации планом подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (далее - План подготовки актов Правительства) на очередной календарный год, разрабатываемым в соответствии с постановлением N 260 и постановлением N 452. В План подготовки актов Правительства подлежат включению нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, разработка которых прямо не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации;
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727)
План подготовки актов Правительства, а также информация о внесении в него изменений подлежат размещению на официальном сайте Министерства обороны в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которое осуществляется Департаментом информации и массовых коммуникаций Министерства обороны по направлению Правового департамента Министерства обороны.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727; в ред. Приказа Министра обороны РФ от 24.09.2018 N 527)
(см. текст в предыдущей редакции)
Представление предложений для включения в План подготовки актов Правительства (далее - предложения), внесения в него изменений осуществляется в соответствии с табельной отчетностью.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727)
Заинтересованные органы военного управления направляют до 15 ноября текущего года предложения на очередной календарный год в Правовой департамент Министерства обороны.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727)
Правовой департамент Министерства обороны обобщает и анализирует поступившие от органов военного управления предложения и осуществляет на их основе подготовку и представление до 25 декабря текущего года в установленном порядке на утверждение Министру обороны Российской Федерации проекта Плана подготовки актов Правительства на очередной календарный год.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727)
Персональную ответственность за последствия непредставления необходимых предложений, а также предложений о внесении в План подготовки актов Правительства изменений и их согласование в установленном порядке с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением их обязанностей несут руководители органов военного управления, ответственных за разработку (переработку) актов Правительства Российской Федерации.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 01.12.2015 N 727)
9. До начала подготовки проекта акта следует:
определить существо вопроса, который требуется решить в органах государственной власти;
изучить действующие и ранее действовавшие законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практику применения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых в пределах их полномочий, научную литературу и материалы периодической печати, данные социологических и иных исследований, если таковые проводились, а также правовые акты Министерства обороны по соответствующему вопросу;
выработать оптимальные предложения, которые должны обеспечить достижение необходимых результатов;
определить затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для решения вопроса, и источники покрытия этих затрат, оценить их целесообразность для достижения ожидаемых результатов.
10. Подготовка проекта акта осуществляется исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, соответствия законодательным и иным правовым актам Российской Федерации, обеспечения необходимыми материально-техническими средствами и финансовыми ресурсами, определения исполнителей и сроков исполнения, назначения должностных лиц, ответственных за контроль выполнения правового акта.
При подготовке проекта нормативного правового акта ОВУ - разработчик подготавливает материалы, указанные в пунктах 53, 84 Регламента Правительства Российской Федерации и пункте 19 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением N 851, а также предусмотренные постановлением N 1318.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
К проекту акта, оказывающего влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подготавливается ОВУ - разработчиком с учетом требований пунктов 53(1) и 53(2) Регламента Правительства Российской Федерации финансово-экономическое обоснование, которое визируется заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию финансового обеспечения войск (сил).
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
К проекту акта, предусматривающего мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации), подготавливается ОВУ - разработчиком технико-экономическое обоснование, содержащее необходимые расчеты, обоснования, перечень мероприятий по информатизации, описание ожидаемых конечных результатов мероприятий по информатизации, информацию о соответствии указанных мероприятий по информатизации документам стратегического планирования Российской Федерации и информацию о включении мероприятий по информатизации в ведомственную программу цифровой трансформации, которое визируется заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за развитие технической основы системы управления и информационных технологий. Если мероприятия по информатизации затрагивают вопросы финансирования, то указанное обоснование также визируется заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию финансового обеспечения войск (сил).
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если мероприятия по информатизации направлены на создание или развитие государственных информационных систем, также прилагается проект концепции создания соответствующей государственной информационной системы, предусмотренной требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
Пояснительная записка к проекту акта подготавливается ОВУ - разработчиком с учетом отражения в ней необходимой информации, предусмотренной пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если к проекту акта не требуется подготовка финансово-экономического обоснования ввиду отсутствия влияния проекта акта на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в пояснительной записке к проекту акта также отражается информация об отсутствии необходимости выделения денежных средств из федерального бюджета на его реализацию.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
К проектам актов, а также писем Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации ОВУ - разработчиком подготавливается справка о реализации в Министерстве обороны вносимых актов после их издания, иных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятых по предложениям Министерства обороны, содержащихся в проектах представляемых писем (далее - изданные акты и решения), включающая следующую информацию:
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2018 N 527)
органы военного управления, обеспечивающие исполнение в Министерстве обороны изданных актов и решений, с указанием головного исполнителя и соисполнителей;
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2018 N 527)
необходимость разработки проектов документов, в том числе правовых актов Министерства обороны, по выполнению в Министерстве обороны изданных актов и решений;
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2018 N 527)
сроки реализации в Министерстве обороны изданных актов и решений (подготовки проектов необходимых документов).
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2018 N 527)
В целях обеспечения незамедлительной доработки по указанию Министра обороны Российской Федерации представленных ему проектов документов (прилагаемых материалов) в Управление делами Министерства обороны к докладу прилагается съемный машинный носитель информации типа CD-R, DVD-RW и т.п. с файлами представляемых Министру обороны Российской Федерации проектов документов и прилагаемых к ним материалов (текстовые - в формате программы MS Word, табличные - MS Excel).
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
11. Подготовка проекта акта осуществляется с обязательным участием подразделения (должностных лиц) юридической службы ОВУ - разработчика (при их наличии).
12. В проект акта включаются положения, относящиеся к одному общему вопросу или нескольким вопросам, тесно связанным между собой по содержанию.
В зависимости от состояния законодательных и иных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к теме проекта акта, необходимо определить, следует ли ограничиться внесением изменений в законодательные или иные правовые акты Российской Федерации или подготовить проект нового законодательного или иного правового акта Российской Федерации.
Проект акта вместо действующего подготавливается, если требуется предусмотреть принципиально новое решение вопросов или объединить несколько актов по одному и тому же вопросу, а также при необходимости внесения изменений во многие части действующего акта.
В проекте акта следует воспроизвести и по возможности объединить действующие нормы, которые впредь должны сохранять свою силу, и предусмотреть признание утратившими силу ранее изданных актов или их частей.
13. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы издания акта, изложению нормативных предписаний может предшествовать констатирующая часть (преамбула). В проектах распоряжений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации преамбула, как правило, отсутствует.
Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
За преамбулой следует постановляющая (распорядительная) часть, в которой излагаются все нормативные (распорядительные) предписания в логической последовательности, обеспечивающей правильное понимание и применение акта.
14. Правила оформления проектов документов, в том числе проектов актов, представляемых в органы государственной власти, а также заключений, поправок и официальных отзывов приведены в приложении к настоящей Инструкции.
15. Проекты указов (распоряжений) Президента Российской Федерации, предусматривающие принятие постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации, вносятся с приложением к ним проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации.
16. Если в связи с принятием (изданием) нового акта требуется внести изменения в другие акты, в проекте акта излагается текст изменений, которые должны быть внесены в ранее изданные акты.
17. Если в акт вносятся изменения или акт признается утратившим силу, в тексте проекта акта упоминаются ранее принятые федеральные законы, изданные указы (распоряжения) Президента Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, то обязательно дается ссылка на их официальный источник опубликования, например: "(Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 1966)", за исключением актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера.
В проекте акта при необходимости перечисляются в хронологическом порядке акты, которыми вносились изменения, акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью или частично.
В случае признания утратившими силу более двух правовых актов Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации их перечень дается в приложении к проекту правового акта Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации.
18. Для изменения отдельных положений акта, восполнения пробелов или распространения действия этого акта на более широкий круг отношений в проекте акта приводится новая редакция изменяемых статей (пунктов) ранее изданного акта или излагается текст новых статей (пунктов), которыми он должен быть дополнен.
В новой редакции может быть изложена часть статьи или пункта. Внесение изменений может производиться путем исключения, дополнения и замены отдельных слов, предложений, цифр в тексте ранее принятого (изданного) акта.
19. Документы и приложения к ним представляются в органы государственной власти в одном (первом) экземпляре (могут представляться в установленном порядке в виде электронного образа документа).
20. Проекты актов, затрагивающие интересы федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, подлежат обязательному согласованию с ними до представления проектов актов в органы государственной власти.
Проекты нормативных правовых актов, касающиеся расходных обязательств Российской Федерации, после их согласования в соответствии с пунктами 57 - 60(2) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением N 260 (далее - Регламент Правительства Российской Федерации), до внесения в Правительство Российской Федерации направляются на заключение в Счетную палату Российской Федерации с приложением всех документов и материалов по их согласованию в соответствии с требованиями пункта 60(4) Регламента Правительства Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проекты актов в области регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений до внесения в Правительство Российской Федерации направляются в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2016 N 619)
Подготовка и согласование проектов правовых актов, а также иных служебных документов, связанных с определением в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, осуществляется в соответствии с требованиями Указа N 558, постановления N 1649 и Регламента Правительства Российской Федерации.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
21. Согласование проектов актов и иных документов, представляемых в органы государственной власти, и их представление на рассмотрение Министру обороны Российской Федерации и его заместителям осуществляются в порядке, установленном Регламентом Министерства обороны Российской Федерации.
При представлении проекта акта с протоколом согласительного совещания, оформленным на трех и более листах, в Управление делами Министерства обороны направляется также краткая справка (не более одного листа) по сути разногласий, изложенных в протоколе согласительного совещания.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
При этом проекты актов, в том числе доработанные ОВУ - разработчиком после межведомственного согласования, представляемые Министру обороны Российской Федерации (лицу, исполняющему его обязанности) либо статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации (в части проектов заключений, поправок и официальных отзывов) для внесения в органы государственной власти, должны быть в установленном порядке завизированы директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности) или его заместителем.
22. В соответствии с пунктом 51 Регламента Правительства Российской Федерации в случае если Президентом Российской Федерации Министру обороны Российской Федерации дано поручение или указание по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, Министру обороны Российской Федерации (лицу, исполняющему его обязанности) представляется проект доклада Председателю Правительства Российской Федерации одновременно с представлением проекта доклада Президенту Российской Федерации об исполнении его поручения или указания.
(п. 22 введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей