Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Особенности подготовки и правила оформления проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также проектов заключений, поправок и официальных отзывов

II. Особенности подготовки и правила оформления проектов

федеральных конституционных законов, федеральных законов,

а также проектов заключений, поправок и официальных отзывов

8. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - законопроект) осуществляется на основе плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, а также в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, во исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, и поручений Председателя Правительства Российской Федерации.

Разработка законопроектов по основаниям, не предусмотренным настоящим пунктом, а также включение в разрабатываемые законопроекты положений, не относящихся к предмету правового регулирования, определенному в указанных документах, допускаются по решению Председателя Правительства Российской Федерации.

При необходимости оперативного решения задач, требующих законодательного регулирования, предложение о разработке соответствующего законопроекта для рассмотрения Председателем Правительства Российской Федерации представляется Министерством обороны в Правительство Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Законопроект, подготавливаемый для внесения Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, оформляется на стандартных листах формата A4 с использованием текстового редактора WinWord или другой совместимой с ним версии с использованием шрифта Times New Roman размером N 16.

На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка "Вносится Президентом Российской Федерации" или пометка "Вносится Правительством Российской Федерации", которая печатается без кавычек в две строки через 1 межстрочный интервал и выравнивается по левому краю первой строки пометки.

Слово "Проект" отделяется от пометки дополнительным интервалом 24 пт.

10. Законопроект имеет следующие реквизиты:

1) Наименование государства - Российская Федерация.

Отделяется от слова "Проект" дополнительным интервалом 42 пт.

Печатается прописными буквами и может быть выделено полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

2) Наименование вида акта - Федеральный конституционный закон или Федеральный закон.

Отделяется от наименования государства дополнительным интервалом 24 пт.

Печатается прописными буквами размером шрифтом Times New Roman размером N 22, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

3) Наименование законопроекта отделяется от предыдущего реквизита дополнительным интервалом 38 пт. Печатается с прописной буквы через 1 межстрочный интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце не ставится.

Наименование законопроекта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования, чтобы по наименованию законодательного акта можно было определить его основное содержание.

4) Законопроект может содержать самостоятельную часть (преамбулу), которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула не должна содержать нормативных предписаний. Преамбула отделяется от наименования законопроекта дополнительным интервалом 24 пт и печатается с соблюдением положений, установленных для текста законопроекта.

5) Текст законопроекта отделяется от наименования законопроекта дополнительным интервалом 24 пт, печатается с абзацного отступа через 2 межстрочных интервала и выравнивается по левой и правой границам полей. Поля имеют следующие размеры:

левое - от 2,75 до 3,5 см;

правое - от 1,25 до 2,25 см;

верхнее - не менее 2,5 см;

нижнее - не менее 2 см.

Переносы в тексте законопроекта не допускаются. Основная часть текста законопроекта структурируется в целях его изложения в логической последовательности, обеспечивающей переход от общих положений к частным. Текст законопроекта может подразделяться на части (например, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации), разделы, главы, статьи.

Наименования частей, разделов и глав, если они имеются, следует печатать прописными буквами шрифтом Times New Roman размером N 16 и выравнивать по центру. Наименования могут быть выделены полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится.

Статья законопроекта является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование (в исключительных случаях возможно без наименования). Все статьи законопроекта располагаются в логической последовательности и должны быть согласованы между собой.

Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Обозначение статьи и ее номер выделяются полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части, которые обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Например:

Статья 33. Сертификация

1. .... (часть 1)

2. ...: (абзац первый части 2)

1) ...; (пункт 1 части 2)

2) ...: (абзац первый пункта 2 части 2)

а) ...; (подпункт "а" пункта 2 части 2)

б) .... (подпункт "б" пункта 2 части 2)

или

Статья 33

1. .... (часть 1)

2. ...: (абзац первый части 2)

1) ...; (пункт 1 части 2)

2) ...: (абзац первый пункта 2 части 2)

а) ...; (подпункт "а" пункта 2 части 2)

б) .... (подпункт "б" пункта 2 части 2)

...

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.

Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).

Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "б.1").

6) Подпись отделяется от текста законопроекта дополнительным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации".

Слова "Президент Российской Федерации" печатаются в 2 строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

7) На первой странице приложения в правом верхнем углу печатается слово "Приложение", ниже - слова "к Федеральному конституционному закону" или "к Федеральному закону", под ними в кавычках - наименование федерального конституционного закона, федерального закона. Все составные части реквизита центрируются относительно максимальной строки, печатаются строчными буквами через 1 межстрочный интервал и могут отделяться от слова "Приложение" дополнительным интервалом 6 пт. Максимальная строка реквизита ограничивается правым текстовым полем законопроекта, длина ее не должна превышать 8 см.

Например:

Приложение

к Федеральному закону

"О безопасности объектов

топливно-энергетического

комплекса"

При наличии нескольких приложений они нумеруются, знак N при этом не проставляется.

Например:

Приложение 3

к Федеральному закону

"О федеральном бюджете

на 2014 год и на плановый

период 2015 и 2016 годов"

11. Законопроекты вносятся в Правительство Российской Федерации ОВУ - разработчиком с приложением следующих материалов:

а) проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

б) пояснительной записки, содержащей изложение предмета законодательного регулирования, основной идеи законопроекта и информацию о соответствии законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации;

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) финансово-экономического обоснования принимаемых решений (оформленного с учетом требований Регламента Правительства Российской Федерации);

г) перечня федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с данным законопроектом;

д) перечня нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

е) заключений, предусмотренных пунктами 60, 60(1) и 60(2) Регламента Правительства Российской Федерации;

ж) заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Законопроекты могут вноситься на рассмотрение в Правительство Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности).

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов осуществляется ОВУ - разработчиком в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации и Регламентом Министерства обороны Российской Федерации.

Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты могут вноситься на рассмотрение в Правительство Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности), а также статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 12.01.2021 N 13)

13. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов для внесения в Правительство Российской Федерации оформляются на стандартных листах формата A4 с использованием текстового редактора WinWord или другой совместимой с ним версии с использованием шрифта Times New Roman размером N 16.

Образцы прилагаются.

Образец

/\

│ Не менее 2,5 см

\/

┌───────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Вносится Президентом │

│ Российской Федерации │

│ /\ │

│ │ 24 пт │

│ \/ │

│ Проект│

│ /\ │

│ │ 42 пт │

│ \/ │

│ │

│ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ │

│ /\ │

│ │ 24 пт │

│ \/ │

│ │

│ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН │

│ /\ │

│ │ 38 пт │

│ \/ │

│ О внесении изменений в отдельные законодательные акты │

│ Российской Федерации по вопросам │

│ деятельности военной полиции Вооруженных Сил │

│ Российской Федерации │

│ /\ │

│ │ 24 пт │

2,75 - │1 ,25 см \/ │1,25 -

3,5 см │<──>Внести в Федеральный закон от "__" ____________ 20__ г.│2,25 см

<─────>│N _______-ФЗ "Об ..." (Собрание законодательства Российской│<─────>

│Федерации, 20__, N __, ст. _____; ...) следующие изменения:│

│ 1) подпункт 13 пункта 2 статьи 4 после слов│

│"общевоинские уставы," дополнить словами "Устав военной│

│полиции Вооруженных Сил Российской Федерации"; │

│ │

│ ... │

│ /\ │

│ │ 36 пт │

│ \/ │

│ Президент │

│Российской Федерации │

└───────────────────────────────────────────────────────────┘

/\

│ Не менее

\/ 2 см

Образец

Проект

/\

│ 42 пт

\/

Субъект права законодательной

инициативы

/\

│ 12 пт

\/

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

/\

│ 24 пт

\/

На N ____ от "__" _________ 20__ г.

/\

│ 36 пт

\/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона "О ...",

вносимый в Государственную Думу

(субъект права законодательной инициативы)

/\

│ 24 пт

1,25 см \/

<──>В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации

в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона

"О..." с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

(Далее дается оценка финансово-экономических положений законопроекта и

их обоснований, излагается мнение о возможности финансирования

предполагаемых расходов, связанных с реализацией данного законопроекта, и

определяется позиция Правительства Российской Федерации относительно

целесообразности принятия законопроекта).

/\

│ 36 пт

\/

Председатель (Заместитель Председателя)

Правительства Российской Федерации И.Фамилия

Образец

Проект

/\

│ 42 пт

\/

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

/\

│ 24 пт

\/

На N ____ от "__" _________ 20__ г.

/\

│ 36 пт

\/

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

на проект федерального закона "О ...",

внесенный в Государственную Думу

(субъект права законодательной инициативы,

стадия рассмотрения)

/\

│ 24 пт

1,25 см \/

<──>(Дается общая оценка и излагаются конкретные замечания и предложения

по законопроекту, степень учета положений заключения Правительства

Российской Федерации, официальных отзывов и поправок Правительства

Российской Федерации, а также мнение Правительства Российской Федерации о

целесообразности принятия либо отклонения законопроекта).

/\

│ 36 пт

\/

Председатель (Заместитель Председателя)

Правительства Российской Федерации И.Фамилия

Образец

Проект

/\

│ 42 пт

\/

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

/\

│ 24 пт

\/

На N ____ от "__" _________ 20__ г.

/\

│ 36 пт

\/

ПОПРАВКИ

к проекту федерального закона "О ...", внесенному

(субъект права законодательной инициативы), принятому

Государственной Думой Федерального Собрания

Российской Федерации в первом чтении (дата)

/\

│ 24 пт

1,25 см \/

<──>(Излагаются постатейные поправки к законопроекту, в том числе на основе

материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти.

Поправки оформляются в виде изменения редакции статей, дополнения

законопроекта конкретными статьями, частями, абзацами, пунктами,

подпунктами, предложениями или словами либо в виде предложений об

исключении конкретных статей, частей абзацев, пунктов, подпунктов,

предложений или слов.

К каждой поправке, как правило, дается обоснование).

/\

│ 36 пт

\/

Председатель (Заместитель Председателя)

Правительства Российской Федерации И.Фамилия