Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Конструктивные решения, основные параметры ИР

2.1. ИР предназначен для хранения жидкого аммиака и сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана, изобутана, этилена, пропилена, широкой фракции легких углеводородных газов) при постоянной низкой температуре, обеспечивающей избыточное давление насыщенных паров в пределах 0,004 - 0,008 МПа.

2.2. По конструктивным решениям ИР подразделяются на одностенные и двустенные, изготовленные полистовым, укрупненно - полистовым или рулонированным способом.

2.3. Для изготовления ИР с температурой хранения продуктов до -63 град. C применяется низколегированная сталь [1], а с температурой хранения продуктов ниже -63 град. C - железоникелевые сплавы [2].

2.4. Одностенный ИР представляет собой вертикальный цилиндрический резервуар с наружной тепловой изоляцией (приложение 17 <*>).

--------------------------------

<*> Не приводится.

2.5. Двустенный ИР представляет собой сооружение, состоящее из двух резервуаров - внутреннего, где непосредственно хранится сжиженный газ, и наружного. Внутренний резервуар концентрически расположен относительно наружного. Наружный резервуар предохраняет теплоизоляцию от повреждения и проникания влаги.

2.6. Наружный резервуар изготовляется из низкоуглеродистой стали и рассчитывается на избыточное давление и на вакуум. При расчете учитываются атмосферные нагрузки (снег, ветер), вес теплоизоляции и несомых конструкций.

2.7. Толщина стенки наружного резервуара принимается постоянной по высоте из расчета на устойчивость.

2.8. Внутренний резервуар рассчитывается на гидростатическую нагрузку, на вакуум и на внешнее давление сыпучего изоляционного материала (как правило, перлита). Для обеспечения устойчивости корпуса резервуара предусматриваются кольцевые ребра жесткости.

2.9. Стенка и днище внутреннего резервуара собираются из крупногабаритных листов. В конструкции днища применяются либо односторонние нахлесточные соединения, либо стыковые на подкладке. Окрайки шириной 600 - 900 мм сваривают встык.

2.10. В конструкциях двустенных ИР как отечественной, так и импортной поставки межстенное пространство между резервуарами заполнено тепловой изоляцией из вспученного перлитового песка; в конструкции отечественной поставки дополнительно устраивается компенсационный слой по наружной поверхности внутреннего резервуара из эластичного минерального войлока в обкладке из металлической сетки. Компенсационный слой теплоизоляции стенки частично компенсирует температурные деформации конструкций внутреннего резервуара.

2.11. Двустенные ИР изготовляются в двух вариантах:

с самонесущей внутренней крышей (приложение 18 <*>);

с подвесной внутренней крышей (приложение 19 <*>).

--------------------------------

<*> Не приводится.

2.12. В двустенном ИР с подвесной крышей пары продукта свободно проникают в межстенное пространство через специальные отверстия в подвесной крыше, вследствие этого избыточное давление газа воспринимает наружный резервуар, выполненный из более дешевой стали по сравнению с внутренней емкостью. Подвесная крыша несет теплоизоляцию и состоит из плоской листовой мембраны толщиной 5 мм, усиленной концентрическими кольцами, к которым крепятся подвески. При подвесной крыше осушку теплоизоляции осуществляют пары продукта, проникающие в межстенное пространство.

2.13. В конструкции ИР с самонесущей внутренней крышей избыточное давление газа воспринимается внутренним резервуаром. В межстенное пространство необходимо подавать инертный газ для осушки теплоизоляции в процессе эксплуатации. Указанное решение предполагает наличие специального газгольдера для хранения инертного газа.

2.14. Наружная крыша представляет собой самонесущий ребристо - кольцевой купол. Минимальная толщина элементов конструкций крыши принимается 5 мм.

2.15. Наружная крыша воспринимает следующие нагрузки:

собственный вес;

вес подвесной крыши с подвесками и теплоизоляцией;

атмосферные нагрузки (снег, ветер);

избыточное давление (как правило, до 1 кПа);

вакуум (как правило, до 1 кПа);

вес оборудования (трубопроводы, площадки, клапаны и др.).

2.16. Тепловая изоляция днища ИР выполняется в двух вариантах:

с опорным бетонным кольцом под окраек днища и тепловой изоляцией центральной части днища. В качестве материала опорного кольца применяют перлитобетон, керамзитобетон;

со сплошной тепловой изоляцией (без опорного кольца).

2.17. Для теплоизоляции днища применяют перлитобетонные блоки с заполнением стыков перлитовым песком (ИР импортной поставки) и пеностеклоблоки (ИР отечественной поставки).

2.18. Фундаменты ИР имеют два конструктивных решения:

фундамент на сваях, состоящий из свайного поля и монолитного ростверка;

фундамент, состоящий из нижней и верхней железобетонных плит, соединенных между собой колоннами.

2.19. Фундамент на сваях предусматривает устройство проветриваемого пространства между фундаментной плитой и основанием.

2.20. Для предотвращения подъема окрайка днища при избыточном давлении в ИР по периметру нижнего пояса стенки устанавливаются анкерные крепления.

2.21. Для проведения работ внутри ИР в нижней части стенки и на крыше предусмотрены люки - лазы.

2.22. ИР оснащены штуцерами ввода и вывода сжиженного и газообразного продукта, защитными устройствами от превышения давления и образования вакуума, контрольно - измерительными приборами и указателями уровня.

2.23. Для компенсации температурных деформаций на штуцерах двустенных ИР предусмотрены компенсаторы.

2.24. Основные физические свойства и параметры изотермического хранения некоторых газов представлены в таблице Приложения 2.