Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.19. Оценка остаточного ресурса безопасной эксплуатации и назначение сроков следующих полных технических освидетельствований ИР

5.19. Оценка остаточного ресурса безопасной

эксплуатации и назначение сроков следующих полных

технических освидетельствований ИР

5.19.1. Оценка остаточного ресурса безопасной эксплуатации ИР производится на основании результатов полного технического освидетельствования при выполнении работ согласно п. п. 5.2 - 5.5, 5.7 - 5.15 и разделам 5.16 - 5.18 настоящей Инструкции.

5.19.2. Оценка остаточного ресурса безопасной эксплуатации определяется типом основного повреждающего фактора, действующего на ИР в процессе эксплуатации и установленного по результатам полного технического освидетельствования и анализа условий предшествующей эксплуатации.

5.19.3. Для ИР трещины в элементах внутренней оболочки не допускаются, поэтому основным критерием предельного состояния является уменьшение толщины стенки из-за коррозии (или эрозии) до предельной величины, ниже которой не обеспечивается необходимый запас ее несущей способности.

5.19.4. Оценка остаточного ресурса безопасной эксплуатации ИР по развитию коррозионных повреждений осуществляется только при наличии поверхностной коррозии внутренней оболочки, без наличия коррозионного растрескивания и локальной коррозии, недопустимых при его эксплуатации.

5.19.5. Оценка остаточного ресурса безопасной эксплуатации ИР, эксплуатирующегося в условиях статического нагружения, где основным повреждающим фактором являются коррозионно - эрозионные процессы, производится по формуле:

T = (S - S )/C,

ф бр

где:

T - расчетный ресурс, годы;

S - фактическая толщина элемента, мм;

ф

S - отбраковочная толщина элемента, мм;

бр

C - скорость коррозии (или эрозионного износа), мм/год.

5.19.6. За фактическую величину S принимается минимальное

ф

значение из полученных данных по толщинометрии, проводимой при

полном техническом освидетельствовании. Отбраковочная толщина S

бр

определяется с учетом концентрации напряжений, создаваемых

дефектами формы и другими дефектами, а также с учетом фактических

свойств металла по результатам полного технического

освидетельствования, как большее из двух значений, рассчитанных

для рабочих условий и условий гидравлических испытаний.

5.19.7. Для цилиндрической внутренней оболочки ИР S

бр

вычисляется по формуле:

P D P D

р н

S = max [--------------; ---------------],

бр 2фи сигма - P 2фи сигма - P

р н н

где:

P и P - расчетное давление и давление при испытаниях, МПа;

р н

D - диаметр внутренней оболочки ИР, м;

сигма и сигма - допускаемое напряжение в рабочих условиях и

н

при испытаниях, МПа;

фи - коэффициент прочности сварного шва (для автоматической

дуговой электросварки фи = 1,0).

5.19.8. За скорость коррозии С (мм/год) принимается максимальное из двух значений: по паспорту ИР для данного продукта хранения либо исходя из разницы начальной толщины элемента и последних данных толщинометрии, полученных по результатам полного технического освидетельствования, деленной на срок эксплуатации.

5.19.9. Оценка остаточного ресурса безопасной эксплуатации производится для каждого нагруженного элемента внутренней оболочки ИР, за ресурс ИР принимается минимальное из полученных значений для отдельных элементов, но не более 8 лет.

5.19.10. Для ИР, эксплуатирующихся в условиях малоциклового нагружения, основным повреждающим фактором является малоцикловая усталость металла, поэтому оценка остаточного ресурса безопасной эксплуатации выполняется по ГОСТ 25859-83 [22]. Если расчетный ресурс превышает 8 лет, то он принимается равным 8 годам.

5.19.11. Для ИР, эксплуатирующихся при воздействии других основных повреждающих факторов, схема расчета ресурса определяется специалистами, выполняющими полное техническое освидетельствование.