4. Общие требования

4.1. Периодичность обследования.

Обследование БиЗС проводится в сроки, совмещенные с обследованием ГПМ с истекшим нормативным сроком службы, при этом результаты обследования БиЗС должны учитываться при оценке и прогнозировании технического состояния крана, если иное не оговорено в технической документации ГПМ.

4.2. Организация работ по обследованию.

Организация работ по оценке технического состояния БиЗС конструкций ГПМ аналогична требованиям, изложенным в РД-10-112.

4.3. Основные работы при обследовании.

Обследование технического состояния БиЗС включает следующие виды работ:

4.3.1. Рассмотрение технической и эксплуатационной документации в объеме:

- паспорта крана;

- инструкции по монтажу и эксплуатации;

- сведений по ремонту БиЗС, если эти работы проводились;

- конструкторской документации по устройству металлоконструкции крана и БиЗС.

В процессе изучения документации составляется спецификация

БиЗС составных частей металлоконструкции крана (Приложение 1), на

которой указано расположение БиЗС на карте осмотра крана,

типоразмер БиЗС. Одновременно составляется таблица - ведомость

БиЗС (Приложение 2), по данным которой определяется их число (N)

для каждой из составных частей металлоконструкции. Полученные

значения N используют для определения объема выборки при

проведении дефектоскопии БиЗС и при определении предельных

значений повреждений и дефектов, которые определены из допустимого

значения вероятности риска, принятого в краностроении, равным

-4

10 (Приложение 3).

4.3.2. Методы диагностирования БиЗС.

Проверку качества БиЗС производят следующими методами:

- визуально - инструментальный контроль;

- ультразвуковой контроль.

Рекомендуемые приборы и устройства, применяемые при проведении вышеперечисленных измерений, приведены в Приложении 5.

4.3.2.1. Визуально - инструментальный контроль.

Визуально выявляют дефекты и повреждения по следующим диагностическим признакам:

- отсутствие или разрушение элемента БиЗС;

- дефекты форм БиЗС;

- трещины в металле элементов БиЗС;

- износ (механический - по подтекам ржавчины из-под головки или гайки, буртик вокруг элемента БиЗС; коррозионный);

- взаимное смещение элементов БиЗС при пусках и торможениях механизмов крана.

При проведении измерения размеров и положения БиЗС с использованием тестовых нагрузок дефекты и повреждения определяют по следующим диагностическим признакам:

- смещение элементов БиЗС относительно друг друга или от проектного положения (определяется с помощью линейки, штангенциркуля и угольника);

- зазоры между элементами заклепочных и болтовых соединений (определяются с помощью щупов и штангенциркуля);

- смещение элементов БиЗС в результате пластических деформаций или износа этих элементов (определяют с помощью тестовых нагрузок, а именно: отстукиванием молотком на длинной рукоятке и массой от 0,4 - 0,5 кг или опробованием гаечным ключом для определения проворачивания и ослабления гайки относительно болта);

- износ механический и коррозионный (определяют с помощью щупов, штангенциркуля и толщиномеров; при уменьшении площади сечения элемента БиЗС в результате износа, превышающем предельно допустимое значение, измерения производятся с частичной или полной разборкой БиЗС).

Отстукивание производится в следующем порядке: ударяют молотком сбоку по головке болта или заклепке, затем к месту удара приставляют металлический стержень длиной 80 - 100 мм диаметром 3 - 5 мм и ударяют молотком с противоположной стороны головки болта (заклепки). Для определения подвижности болта (заклепки) вдоль оси проверку производят двумя молотками: одним выполняют удар по головке, а другой - держат прижатым к противоположной стороне болта (заклепки). Ослабление болта (заклепки) сопровождается резким отскоком второго молотка при ударе.

В случае когда подвижность болта вызывает сомнение, производят опробование путем создания с помощью гаечного ключа крутящего момента М:

3

M < 0,1 x R x d ,

0

где R - величина напряжения затяжки болта, МПа (кг/кв. мм);

0

d - диаметр болта, м (мм).

При отсутствии данных в эксплуатационной документации величину

напряжения затяжки принимают:

для болтов из легированных сталей R = (0,5...0,6)R ;

0 N

для болтов из углеродистых сталей R = (0,6...0,7)R ;

0 N

для высокопрочных болтов R = (0,8...1,0)R .

0 N

Здесь R - нормативное значение предела текучести материала

N

болта, МПа (кг/кв. мм). Материал болта (класс прочности по

ГОСТ 1759.4) устанавливается по эксплуатационной документации или

по маркировке на головке болта. В случае отсутствия данных о

материале болта необходимо произвести определение химического

состава и механических свойств металла.

Обследованию с помощью этого вида измерений подвергаются 100% БиЗС грузоподъемных машин.

4.3.2.2. Ультразвуковой контроль.

Ультразвуковой контроль проводят с целью выявления трещин в болтах. При УЗК требуется разборка резьбовых соединений. Результаты УЗК подтверждаются исследованиями с применением разрушающих методов и визуального контроля извлеченных болтов.

Количество болтов, подвергаемых обязательному УЗК: - не менее 25% болтов с контролируемым натяжением от их общего числа в каждом болтовом соединении;

- не менее 25% количества болтов во фланцевых соединениях, в которых при эксплуатации могут возникнуть растягивающие напряжения;

- не менее 10% N болтов для БиЗС, в которых обнаружены дефекты.

Рекомендуется проводить 100% контроль болтов следующих узлов конструкций портальных кранов:

- фланцевые соединения опор с ходовыми тележками крана;

- узлы соединения стяжек опор;

- узлы соединения жесткой оттяжки.

В остальных узлах конструкций портальных кранов (портал, рама кольцевая, башня) достаточно проводить контроль 10% от общего количества болтов в соединении, но не менее 2, наиболее нагруженных. Рекомендации приведены в Приложении 6.

При обнаружении хотя бы одного дефектного элемента в результате УЗК число контролируемых болтов удваивается.

Методика УЗК болтов приведена в Приложении 4.

4.4. Оценка остаточного ресурса.

Оценку остаточного ресурса БиЗС выполняют в случаях, оговоренных п. 3.13.1 РД 10-112-96 (часть 1. Общие положения) по методике головной организации (например, по методике СТО 24.09-5281-01-93). В Приложении 7 приводятся основы методики расчета ресурса БиЗС, основанной на трещиностойкости материала болтов (заклепок), что позволяет использовать с достаточной точностью относительно недорогой метод дефектоскопии (см. Приложение 4) без разборки соединения. Вне зависимости от используемого метода расчета следует учитывать выявленные коррозионные повреждения элементов БиЗС (как уменьшение размеров сечений, так и возникновение дополнительных концентраторов напряжений).

4.5. Оформление результатов обследования.

Выявленные дефекты БиЗС должны быть внесены в ведомость дефектов и акт, формы которых даны в Приложениях 8, 9. В графе "Рекомендации по устранению дефекта" необходимо указать способ ремонта БиЗС, например:

- ослабленное болтовое соединение подтянуть, момент затяжки болта должен быть ... кг x м;

- заменить дефектные болт, гайку и шайбу на новые по ГОСТ..., момент затяжки болта должен быть ... кг x м;

- рассверлить изношенное отверстие и установить болт ГОСТ... по посадке...;

- заменить заклепку на болт с контролируемым натяжением;

- разработать проект усиления БиЗС.

Ресурс БиЗС после рекомендуемого ремонта должен составлять не менее 80% соответствующих показателей новых БиЗС.