8. ОБРАЩЕНИЕ С ГОРЮЧИМИ ЖИДКОСТЯМИ

8.1. Спуск горюче-смазочных материалов (дизельного топлива, масла, литола, солидола и т.п.) в шахту и транспортировка их до склада должны производиться в установленное время и осуществляться выделенными для этой работы людьми, ознакомленными с правилами обращения с ГЖ в подземных условиях.

8.2. Доставка ГЖ с поверхности шахты до подземного склада ГСМ или заправочного пункта должна производиться в специальных герметических вагонетках-цистернах, снабженных запорным устройством и насосом для перекачки горючего. Наполненная и порожняя тара из-под ГЖ должна быть постоянно закрыта.

8.3. При транспортировке ГЖ электровозами или дизелевозами между локомотивом и вагонеткой-цистерной должно находиться не менее трех порожних вагонеток. При этом в составе поезда не должно быть вагонеток с другими грузами.

При перевозке топлива на монорельсовой подвесной дороге между вагонеткой-цистерной и локомотивом допускается иметь один порожний вагон.

8.4. Перевозка ГЖ нерельсовым транспортом допускается в цистернах, бочках или канистрах, надежно закрепленных в кузове машин на период перевозки. Скорость машин при перевозке топлива не должна превышать 10 км/ч. Перевозить одновременно другие грузы запрещается. К корпусу цистерны должна быть надежно прикреплена металлическая заземляющая цепь, снабженная на другом конце металлическим заостренным стержнем, опущенным на почву выработки. При сливе ГЖ и заправке ею машин корпус цистерны должен быть заземлен.

Отработавшие газы машин, перевозящих ГЖ, должны выводиться таким образом, чтобы исключить возможность возникновения пожара от попадания пламени из выхлопной трубы.

8.5. Тара, предназначенная для хранения ГЖ в шахтах, должна быть металлической и иметь резьбовые пробки (для дизельного топлива и масла) или плотные крышки (для густых масел типа солидола).

8.6. При транспортировке, хранении, перекачивании ГЖ резервуары, трубопроводы и аппаратура должны иметь надежное заземление с целью исключения возможности возникновения пожара от статического электричества. Запрещается производить налив и слив ГЖ открытой падающей струей.

8.7. Сосуды для хранения и перевозки ГЖ должны иметь надписи с указанием находящихся в них жидкостей.

8.8. Запрещается сливать ГЖ в водосточную канаву, на почву и стенки выработок. На месте, где пролита ГЖ, и на расстоянии 10 м от него все работы должны быть прекращены до полного сбора и удаления ГЖ. Разлитую ГЖ следует убирать с помощью песка или других негорючих материалов.

8.9. Хранение обтирочных материалов допускается только в постоянных пунктах обслуживания машин в закрытых на замок металлических ящиках с плотными крышками. Количество хранящихся обтирочных материалов в пункте хранения не должно превышать 20 кг.

Запрещается оставлять в подземных горных выработках, за исключением специально предусмотренных мест, порожние емкости для хранения и перевозки ГЖ, дизельные машины, заправленные топливом, обтирочные и другие материалы, пропитанные ГЖ.

8.10. Использованные обтирочные материалы, а также материалы, применявшиеся при уборке разлитой ГЖ, должны храниться в закрытых металлических ящиках и ежесуточно выдаваться из шахты.

8.11. Во избежание образования искр запрещается применять железные ломы и какие-либо ударные инструменты при перемещении или открывании сосудов с ГЖ. Для этой цели на складах ГСМ должен иметься комплект приспособлений и инструментов, исключающих искрообразование (деревянные, медные и т.д.).