7. Пункты обслуживания транспортных машин с дизельным приводом

7. ПУНКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

С ДИЗЕЛЬНЫМ ПРИВОДОМ

7.1. В шахтах, эксплуатирующих транспортные средства с дизельным приводом, должны устраиваться гаражи, склады горюче-смазочных материалов (ГСМ) и заправочные пункты.

Необходимость устройства прочих пунктов (мастерских для ремонта, камер регулирования дизельных двигателей, пунктов мойки деталей горючими жидкостями - ГЖ) определяется проектом в зависимости от принятой организации обслуживания и эксплуатации машин.

7.2. Расстояние от склада горюче-смазочных материалов, гаража до ствола шахты, околоствольных выработок и других камер (электроподстанции, склада взрывчатых материалов и т.д.), а также до вентиляционных дверей, разрушение которых может повлиять на устойчивость проветривания шахты, должно быть не менее 100 м. Прочие пункты обслуживания дизельных машин должны быть расположены от указанных выработок и устройств на расстоянии не менее 50 м.

7.3. Гаражи, склады ГСМ и заправочные пункты должны быть закреплены несгораемыми материалами и иметь с каждой стороны противопожарные двери, герметично закрывающие выработку.

Несгораемыми материалами должны быть закреплены подходы к ним на расстоянии 25 м.

7.4. Допускается располагать пункт мойки деталей горючей жидкостью около гаража при условии его обособленного проветривания, наличия между ними породного целика или несгораемой перемычки толщиной не менее 1 м и независимых выходов, находящихся на расстоянии не менее 10 м друг от друга.

7.5. Гаражи и склады ГСМ должны оснащаться автоматической системой пожаротушения, а также автоматической сигнализацией оповещения о возникновении пожара с подачей сигнала диспетчеру шахты.

В плане ликвидации аварий должна предусматриваться соответствующая позиция.

Пункты обслуживания машин должны быть укомплектованы средствами пожаротушения, материалами и инвентарем в следующем количестве: пять углекислотных (порошковых) огнетушителей; 0,5 куб. м песка или инертной пыли; два ведра; две лопаты и лом, брезент размером 2 x 2 м, пропитанный негорючим составом; противопожарная водяная магистраль с противопожарной чашкой и пожарным шлангом со стволом, длина ствола должна обеспечивать тушение пожара в любой точке камеры и быть не менее 20 м. Все это должно находиться на расстоянии 10 - 15 м от входа в пункт со стороны свежей струи в специальной нише.

7.6. Персонал, обслуживающий гаражи, склады ГСМ и пункты мойки деталей ГЖ, должен иметь при себе индивидуальные изолирующие самоспасатели.

7.7. На складах ГСМ и пунктах мойки деталей ГЖ должно предусматриваться заглубление почвы или устройство вала (поддона), исключающего возможность растекания горючей жидкости за их пределами. Емкость устраиваемого поддона должна быть не менее двойной установленной емкости с ГЖ.

Почва выработок в пунктах обслуживания должна иметь ровную, удобную для очистки поверхность и быть устойчивой в отношении разрушающего действия ГСМ.

7.8. Гаражи должны быть оборудованы подъемными средствами и специальной ямой для осмотра машин снизу. Для подвесных дизельных локомотивов смотровые ямы могут не предусматриваться.

7.9. Транспортные машины в гаражах должны располагаться таким образом, чтобы между ними обеспечивался свободный проход для людей и расстояние до стенок выработок составляло не менее 1 м. Указанные проходы должны быть всегда свободными.

7.10. Допускается:

расположение мастерской для ремонта в одной выработке с гаражом при условии их разделения противопожарными металлическими дверями;

совмещение пункта заправки и склада ГСМ в одной камере, если все хранимое в шахте топливо помещается в одной вагонетке-цистерне, емкость которой не должна превышать 2000 л.

В период строительства шахты (или вскрытия нового горизонта на действующей шахте) до оборудования склада ГСМ разрешается доставлять горючие жидкости с поверхности в выработки в количестве, не превышающем необходимого для одноразовой заправки работающих машин. При этом на поверхности шахты следует выполнять рекомендации п. 2.14 настоящих Технических требований и ГЖ должна быть немедленно использована для заправки.

7.11. Освещение гаражей, складов ГСМ, других пунктов обслуживания и подходов к ним на расстоянии 20 м разрешается только электрическое во взрывобезопасном исполнении, независимо от категорийности шахты по газу.

7.12. Резервуары, трубопроводы и аппаратура в камерах с ГЖ должны быть заземлены.

7.13. Гаражи и склады ГСМ оборудуются телефонной связью. На складе ГСМ телефон устанавливается вне камеры, в которой находятся резервуары с ГЖ, но не далее 20 м в направлении против воздушной струи.

7.14. Количество дизельного топлива и смазочных материалов в подземном складе не должно превышать трехсуточного запаса для обслуживаемых складом машин.

В одном отсеке склада допускается хранить не более 2000 л топлива.

7.15. Склады ГСМ емкостью до 10000 л с ГЖ должны запираться металлическими решетчатыми дверьми. Склады емкостью более 10000 л должны обеспечиваться круглосуточным дежурством или охраной.

7.16. В гаражах запрещается хранение ГСМ, за исключением топлива, находящегося в баках. Дизелевозы, временно снятые с эксплуатации, должны находиться в гараже с опорожненными топливными баками.

Регулировка дизельных двигателей, находящихся в эксплуатации, должна производиться в специально отведенных для этих целей выработках. Выхлопные газы во время регулировки должны отводиться непосредственно в исходящую струю воздуха.

7.17. На устройствах по регулировке топливной аппаратуры должны постоянно находиться пломбы, гарантирующие сохранение принятых максимальной цикловой подачи топлива и угла опережения впрыска. Пломба ставится лицом, производившим регулировку и допустившим машину к эксплуатации.

По окончании планового ремонта и проверки двигателя пломбы и маркировки топливной аппаратуры должны быть восстановлены. При обнаружении нарушений пломбы и маркировки топливной аппаратуры дизельный двигатель должен быть снят с эксплуатации и направлен на контрольную проверку регулировок.

7.18. В гараже не допускается одновременная работа нескольких дизельных двигателей. Допускается оборудовать гаражи стационарным взрывобезопасным устройством для первого пуска холодного дизеля после длительной стоянки. Перед пуском такого двигателя в гараже должна быть произведена проверка атмосферы на наличие взрывоопасных газов.

7.19. Заправка транспортных машин с дизельным приводом должна производиться на заправочной станции с помощью заправочного оборудования с учетом рекомендаций, содержащихся в п. 2.14 настоящих Технических требований. В период заправки двигатель заправляемой машины должен быть выключен.

Смена масла напочвенных машин производится на смотровой яме в гараже.