6. Требования безопасности при эксплуатации самоходных пневмоколесных дизельных машин

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

САМОХОДНЫХ ПНЕВМОКОЛЕСНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ МАШИН

6.1. Требования безопасности распространяются на эксплуатацию шахтных самоходных машин на пневмоколесном ходу, используемых для перевозки горной массы, оборудования, материалов и людей по подземным выработкам.

На машины, работающие в очистных и подготовительных забоях, распространяются все требования Правил безопасности в угольных шахтах 1995 г., относящиеся к передвижному забойному оборудованию.

6.2. На применение машин в технологическом процессе должен составляться паспорт, утверждаемый главным инженером шахты.

6.3. Предельные углы наклона выработок, по которым допускается движение машин, должны устанавливаться инструкцией по эксплуатации машины в зависимости от ее технической характеристики и состояния почвы. При неустойчивой почве в горных выработках должны устраиваться дороги с твердым покрытием.

6.4. По подземным горным выработкам допускается как одностороннее, так и двустороннее движение машин.

В выработках с двусторонним движением устанавливается правосторонний порядок движения самоходных машин.

6.5. Допускается передвижение машин по выработкам, оборудованным конвейерами или монорельсовыми дорогами.

6.6. Выработка, в которой эксплуатируются самоходные пневмоколесные машины, делится на три полосы движения: проезжую часть, по которой осуществляется движение самоходных машин; проход для людей и зону действия других транспортных машин.

Порядок передвижения машин на сопряжениях выработок с другими видами транспорта определяется проектом.

Проезжая часть выработки должна быть ограждена от прохода для людей, а также от зоны действия других транспортных машин бордюрами, отбойными брусьями, поднятием пешеходной дорожки и т.п.

Высота бордюров, отбойных брусьев или поднятия пешеходной дорожки над уровнем проезжей части должна определяться в зависимости от типа и конструкции самоходной машины и быть такой, чтобы исключался заезд машины в зону движения других транспортных средств и пешеходов, но не менее 0,2 м.

В проводимых выработках и выработках, примыкающих к очистным забоям, допускается не ограждать, а отделить проезжую часть от прохода для людей с помощью разметки (рейками и т.п.), на почве или кровле выработки.

Ограждение и отделение проезжей части не требуются в узлах сопряжения и пересечения выработок и транспортных средств, а также в местах погрузки и разгрузки.

6.7. В выработках с односторонним движением, по которым производится движение самоходных машин с прицепными платформами, ширина проезжей части должна превышать ширину машины не менее чем на 1,2 м.

В выработках с двусторонним движением ширина проезжей части должна быть больше ширины двух машин не менее чем на 1,2 м, а при транспортировке прицепных платформ - не менее чем на 1,5 м.

6.8. В горных выработках, ширина которых не позволяет организовать двустороннее движение, допускается движение машин в двух направлениях при условии устройства разминовок для разъезда машин, оборудованных светофорами, указывающими на наличие встречных машин на участке движения. Ширина разминовки должна превышать ширину двух машин не менее чем на 1,0 м.

6.9. На участках поворота самоходных машин проезжая часть выработки должна быть расширена на величину, обеспечивающую вписывание машин в закругления с установленными зазорами.

Минимально необходимая ширина проезжей части на закруглениях, определенная в зависимости от угла поворота трассы, скорости движения и конструкции машины, конструкции и количества прицепных платформ, должна быть приведена в руководстве по эксплуатации самоходной машины.

6.10. Запрещается загромождать и захламлять проезжую часть выработки, в том числе использовать ее для складирования материалов и оборудования.

Во всех выработках, в которых эксплуатируются самоходные машины, должны быть устроены проходы для людей шириной не менее 0,7 м.

Проходы для людей должны быть обозначены указателями.

Проход для людей должен устраиваться:

при совмещении самоходных машин и монорельсовых дорог - между подвижным составом монорельсовой дороги и крепью;

в конвейеризированных выработках с самоходными машинами - рядом с проезжей частью со стороны крепи выработки.

Расстояние от конвейера или состава монорельсовой дороги до внешнего края бордюра (отбойника), ограничивающего проезжую часть, должно быть не менее 0,4 м.

6.11. Ширина прохода для людей должна выдерживаться на высоте не менее 1,8 м от почвы (тротуара).

Ширина проезжей части должна выдерживаться на высоте машины, но не менее чем 1,8 м от почвы (покрытия).

6.12. Расстояние до кровли выработки или расположенных у кровли оборудования и трубопроводов от верхней наиболее выступающей части машины или перевозимого груза должно быть не менее 0,3 м, а в гаражах, пунктах обслуживания и заправки - не менее 0,5 м.

6.13. Поверхность проезжей части выработки должна обеспечивать движение машин без резких толчков и тряски и коэффициент сцепления колес и дороги не ниже 0,35. Водоотливные канавки должны иметь перекрытия.

Проезжая часть выработки должна быть спрофилирована в соответствии с руководством по эксплуатации машины таким образом, чтобы при движении не нарушалась устойчивость машины.

6.14. В выработках, по которым производится движение самоходных машин, должны устанавливаться типовые знаки. Знаки должны соответствовать Единым требованиям к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт (утверждены Минуглепромом СССР 16.09.80).

6.15. На пересечениях и сопряжениях выработок, предназначенных для передвижения самоходных машин, должны устанавливаться знаки и светофоры, регламентирующие очередность проезда, а также указывающие разрешенное направление движения машин после пересечения (сопряжения). Знаки должны выполняться в соответствии с приложением 1 Единых требований к сигналам и знакам и устанавливаться в 10 - 15 м от пересечения (сопряжения).

На регулируемых сопряжениях, пересечениях и разминовках, а также в местах возможного выхода людей в транспортные выработки, на выездах из гаражей, пунктов заправки или погрузки должны устанавливаться предписывающие знаки "Дай сигнал" и "Тихий ход".

На регулируемых пересечениях и сопряжениях, кроме того, должен устанавливаться знак "Проезд без остановки запрещен", регламентирующий очередность проезда машин.

6.16. Не ближе 30 м от пересечения или сопряжения выработок с самоходным транспортом, а также на разминовках должны устанавливаться устройства для включения машинистом разрешающего сигнала светофора, оснащенные устройством автоматического отключения с выдержкой времени, достаточной для проезда машины через пересечение (сопряжение), но не менее 45 с.

Указанные устройства рекомендуется располагать таким образом, чтобы с места включения был виден сигнал светофора. В противном случае сигнал светофора должен быть продублирован у места включения.

Места установки устройств для включения светофоров у пересечений, сопряжений и на разминовках должны обозначаться знаком "Проезд без остановки запрещен".

6.17. Очистные и проводимые выработки, в которых отсутствует огражденный проход для людей, должны оснащаться средствами оповещения (табло, знаки), запрещающими вход людей в выработку во время движения самоходной машины.

6.18. Скорость движения самоходных машин не более 5 км/ч устанавливается:

в очистных и проводимых выработках с шириной проезжей части, превышающей ширину машины до 1,0 м, но не менее чем на 0,4 м;

в зоне действия знака "Тихий ход";

при подъезде под загрузочное устройство;

при буксировке или объезде стоящей машины;

при перевозке крупногабаритных нестандартных грузов.

Скорость движения самоходных машин не более 10 км/ч устанавливается в очистных и проводимых выработках, других выработках с шириной проезжей части, превышающей ширину машины не менее чем на 1,0 м, а также в выработках, где отсутствует огражденный проход для людей.

Скорость движения самоходных машин более 10 км/ч устанавливается во всех выработках с шириной проезжей части, превышающей ширину машины не менее чем на 1,2 м.

Скорость движения должна выбираться машинистом с учетом условий движения, технических характеристик машины, указаний знаков и действующих ограничений и в любом случае не должна превышать 20 км/ч.

6.19. По конвейеризированным выработкам движение самоходных машин вдоль конвейера допускается при угле наклона не более 10°.

6.20. При выезде из гаража, пункта заправки, погрузки и т.п. машинист обязан пропустить движущиеся по выработке машины и людей.

6.21. Остановка и стоянка самоходных машин разрешаются только в специально отведенных для этого местах, обозначенных соответствующими знаками.

При вынужденной остановке вследствие неисправности машинист должен выставить и впереди и позади машины на расстоянии 20 - 25 м знаки аварийной остановки.

6.22. Машинист может покинуть свое место и оставить машину, только приняв меры, исключающие самопроизвольное ее движение и возможность использования посторонними лицами.

6.23. В случае наличия светофоров при подъезде к пересечению или сопряжению выработок, а также при выезде с разминовки машинист должен включить светофор.

Дальнейшее движение машины допускается только на разрешающий сигнал светофора.

На нерегулируемых пересечениях и сопряжениях машинист должен остановить машину, а затем, убедившись в отсутствии помехи движению в пересекаемой выработке, продолжить движение.

6.24. Разъезд встречных машин в выработке, ширина которой не обеспечивает проезд двух машин, должен производиться только на разминовках.

6.25. На пересечениях и сопряжениях выработок рельсовые транспортные средства пользуются правом первоочередного проезда по отношению к самоходным пневмоколесным машинам.

При вынужденной остановке на рельсовых путях машинист самоходной машины должен высадить людей, сообщить о случившемся диспетчеру и выставить на путях не менее чем за 80 м от машины знаки аварийной остановки.

6.26. При движении, а также при остановках и стоянках вне гаража или мест стоянки на машинах должны быть включены габаритные огни (фары), а на задней торцевой стенке последней прицепной платформы вывешен светильник с красным светом (при отсутствии габаритных огней).

6.27. При двустороннем движении и на разминовках машинист должен принять меры, предотвращающие ослепление машинистов встречных транспортных средств.

6.28. При обнаружении людей на проезжей части машинист должен остановить машину.

6.29. При боковой загрузке машины заезд под загрузочное устройство должен производиться стороной машины, противоположной местонахождению водителя.

6.30. Запрещается:

обгон самоходных машин;

управление машиной вне кабины;

движение задним ходом с прицепными платформами;

заезд под погрузку во время выполнения маневров погрузочной машиной или проходческим комбайном;

выезд с разминовки в выработку при наличии в ней встречной машины;

заезд в выработки с углом наклона большим максимально расчетного;

движение машин по проходу, предназначенному для передвижения людей;

остановка и стоянка машин в проходе для людей;

загрузка и разгрузка самоходной машины при отсутствии ее машиниста.

6.31. Перевозка людей допускается только на предусмотренных для этой цели машинах и прицепах к ним заводского изготовления.

При перевозке материалов и оборудования сопровождающие их люди могут находиться на машине, если для них предусмотрены специальные места.

6.32. При посадке и высадке людей машинист самоходной машины должен находиться в кабине заторможенной машины.

6.33. Машина должна быть загружена таким образом, чтобы при движении:

исключалось выпадение из кузова или платформы кусков горной массы или транспортируемых материалов и оборудования, а также смещение перевозимых материалов и оборудования при торможении машины;

не нарушалась устойчивость машины и не затруднялось управление ею;

перевозимый груз не закрывал световых приборов и не ограничивал обзор пути машинисту.

Для закрепления перевозимых грузов должны применяться специальные приспособления заводского (или ремонтных предприятий по заводским чертежам) изготовления.

6.34. Перевозка крупногабаритных грузов должна производиться под руководством лица надзора. При этом работа других транспортных средств в этой выработке и передвижение по ней людей должны быть приостановлены.

6.35. Буксировка неисправной машины другой самоходной машиной должна производиться с использованием жесткой сцепки. В горизонтальных выработках допускается буксировка машин с помощью лебедки, за исключением машин с неисправными тормозами.

В буксируемой машине должен находиться машинист.

6.36. Передвижение людей по выработкам с самоходным транспортом разрешается только по проходу для людей.

6.37. Передвижение людей по очистным и проводимым выработкам без огражденного прохода для людей разрешается при остановленном движении и отключенных световых табло и знаках.

Световые табло или освещенные знаки, предупреждающие о работе дизельных машин в выработках без огражденного прохода для людей, могут быть отключены только машинистом самоходной машины после ее остановки.

6.38. При обнаружении неисправности машинист обязан остановить машину и принять меры к устранению причин неисправности.

Ремонт и обслуживание машины должны производиться с принятием мер безопасности против несанкционированного пуска дизельного двигателя.

6.39. Запрещается эксплуатация самоходных машин при неисправностях, указанных в п. 2.4, а также если:

а) не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились или повреждены детали рулевого управления;

б) шины повреждены или имеют чрезмерный износ;

в) неисправно тягово-сцепное устройство машины или прицепной платформы;

г) неисправны стопоры или фиксаторы для груза, стояночные приспособления и тормоза прицепных платформ.