4.4.1. После выработки паркового ресурса контроль сварных соединений методами ВК, УЗК, МПД (ЦД) и УЗТ проводится в объеме.
Для сварных соединений типа 1:
- 10% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С;
- 20% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.
Для сварных соединений типа 2:
- 50% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С;
- 100% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.
1. Угловые соединения сварных тройников контролируются в объеме 100% независимо от температуры эксплуатации.
2. Толщина стенки стыковых сварных соединений измеряется по основному металлу в пришовной зоне (в проточке) с каждой стороны шва в четырех точках равномерно по окружности трубы.
Толщина стенки угловых сварных соединений измеряется в четырех точках по периметру штуцера и в пяти точках основной трубы, четыре из которых равномерно расположены вдоль шва приварки штуцера, а одна - в точке трубы на пересечении с продолжением оси штуцера.
3. При выявлении недопустимых дефектов в сварных соединениях контроль соединений данного типа увеличивается до 100%.
4.4.2. При повторном обследовании и продлении ресурса паропровода (см. п. 1.7) контроль методами ВК, УЗК, МПД (ЦД) и УЗТ сварных соединений проводится в следующем объеме.
Для сварных соединений типа 1:
- 20% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С;
- 30% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.
Контролю подлежат сварные соединения, не проконтролированные при предыдущем обследовании.
Для сварных соединений типа 2:
- 50% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С. Контролируются сварные соединения, не проверенные в ходе предыдущего обследования;
- 100% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.
4.4.3. Контроль твердости сварных соединений элементов из стали 15Х1М1Ф между собой и труб из стали 15Х1М1Ф с литыми деталями из стали 15Х1М1ФЛ по основному металлу и металлу шва проводится в объеме 100%.
Примечание. Контроль по п. п. 4.4.1 и 4.4.3 после выработки паркового ресурса паропровода можно не проводить, если этот контроль был выполнен в требуемом объеме не ранее, чем за 15 тыс. ч до проводимого обследования по поводу исчерпания паркового ресурса.
4.4.4. Анализ микроструктуры и микроповрежденности металла зон сварных соединений элементов паропроводов из стали 12МХ (12ХМ) и 15ХМ проводится в объеме.
Для сварных соединений типа 1 - два сварных соединения из наиболее слабых типоразмеров в составе паропровода.
Для сварных соединений типа 2 - 20%, но не менее двух штук с наименьшими значениями паркового ресурса.
Контроль рекомендуется выполнять для наиболее напряженных стыков и наиболее напряженных точек в их сечении по результатам поверочного расчета паропровода от совместного действия всех нагружающих факторов. При отсутствии указанного расчета контроль микроструктуры и микроповрежденности выполняется в четырех точках сечения, равномерно расположенных по периметру.
Примечание. При наличии сварных тройниковых соединений контроль микроповрежденности проводится не менее, чем на половине их количества; при этом равнопроходные сварные тройники контролируются в объеме 100%.
4.4.5. Металлографический анализ и контроль микроповрежденности сварных соединений элементов из стали марок 12Х1МФ и 15Х1М1Ф рекомендуется выполнять в зависимости от конструкционного, технологического и эксплуатационного факторов в объеме, определяемом согласно таблице 1. Рекомендуемые места и зоны контроля указаны в таблицах 1 и 2.
ОБЪЕМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТАЛЛОГРАФИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПАРОПРОВОДОВ ИЗ СТАЛЕЙ
12Х1МФ И 15Х1М1Ф В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТРУКЦИОННОГО
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ
┌────────┬──────────────┬─────────────────────────────┬─────────────────┐
│Тип │Параметр кон- │ Значение параметра/ │Место расположе- │
│сварного│струкционной │ Объем контроля, % │ния сварного сое-│
│соедине-│прочности │ │динения на трассе│
│ния │(ПКП) │ │трубопровода │
├────────┼──────────────┼────────────┬─────────┬──────┼─────────────────┤
│ТСС, ШСС│\ к к │1,0 - 1,2 │1,2 - 1,5│>= 1,5│На любом участке,│
│ │ \ S / S или│ │ │ │но в первую оче- │
│ │ \ 0 │ │ │ │редь в районе пе-│
│ │ \ ш ш │ │ │ │ремычек и пуско- │
│ │ \S / S │ │ │ │регулирующей │
│ │ \ 0 │ │ │ │арматуры и уст- │
│ │ \ │ │ │ │ройств │
│ │ \ │ │ │ │ │
│ │ d \ │ │ │ │ │
│ │ 0 \ │ │ │ │ │
│ │-------- \ │ │ │ │ │
│ │ к к \ │ │ │ │ │
│ │D - 2S \ │ │ │ │ │
│ │ н ф \│ │ │ │ │
│ ├──────────────┼────────────┼─────────┼──────┤ │
│ ├──────────────┼────────────┼─────────┼──────┤ │
├────────┼──────────────┼────────────┼─────────┼──────┼─────────────────┤
│ССС │S / S │<= 1,0 - 1,2│1,2 - 1,5│>= 1,5│То же и вблизи │
│ ртэ │ у 0 ├────────────┼─────────┼──────┤расположения не- │
│ССС │ │60 │40 │20 │подвижных опор │
│ кп │ │ │ │ │ │
├────────┼──────────────┼────────────┼─────────┼──────┼─────────────────┤
│ССС │S / S │<= 1,0 - 1,2│1,2 - 1,5│>= 1,5│Вблизи неподвиж- │
│ │ у 0 ├────────────┼─────────┼──────│ных опор и на пе-│
│ │ │20 │15 │10 │ремычках в местах│
│ │ │ │ │ │примыкания к │
│ │ │ │ │ │тройникам │
└────────┴──────────────┴────────────┴─────────┴──────┴─────────────────┘
1. Для ТСС и ШСС группа контроля выбирается по наименьшему
к к ш ш
значению из S / S и S / S .
0 0
2. Первоочередному контролю подлежат сварные соединения,
характеризующиеся следующими особенностями:
соединения с разупрочненным металлом шва гамма < 1, где
мш
гамма = НВ / НВ ;
мш мш ом
соединения с ремонтными подварками.
ТСС, ШСС - тройниковые и штуцерные сварные соединения;
ССС, ССС , ССС - стыковые сварные соединения труб
ртэ кп
одинакового типоразмера, разнотолщинных трубных элементов и труб с
коническими переходами соответственно;
к ш
S и S - номинальная толщина стенки корпуса и штуцера
тройника соответственно (в районе углового шва);
к ш
S , S , S - расчетная толщина стенки корпуса тройника,
0 0 0
штуцера и трубного элемента соответственно;
d - диаметр отверстия в корпусе тройника под штуцер;
0
к
D - наружный диаметр корпуса тройника;
н
к
S - фактическая толщина стенки корпуса тройника в зоне
ф
углового шва;
S - утоненная расточкой под накладные кольца толщина стенки
у
трубных элементов;
НВ , НВ - твердость металла шва и основного металла
мш ом
соответственно.
4. Расчетная толщина стенки определяется для расчетных
параметров на планируемый срок продления эксплуатации
(индивидуальный ресурс).
4.4.6. При обнаружении недопустимых дефектов в сварных соединениях по результатам их неразрушающего контроля или анализа микроповрежденности, а также при выявленных отклонениях в состоянии или нагрузках элементов опорно-подвесной системы, или имевших место разрушениях сварных соединений, или элементов ОПС, объем сварных соединений, подлежащих металлографическому анализу и контролю микроповрежденности, увеличивается не менее, чем в 2 раза.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗОНЫ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПАРОПРОВОДОВ
ДЛЯ МЕТАЛЛОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОДОМ РЕПЛИК (СРЕЗОВ
МЕТАЛЛА ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕНОСНЫХ ОПТИЧЕСКИХ МИКРОСКОПОВ)
┌────────────────┬─────────┬───────┬────────┬────────────────────┐
│Эскиз сварного │Тип свар-│ Номер │ Зона │ Признак по выбору │
│соединения │ного сое-│сечения│контроля│ зон контроля │
│(стрелкой указа-│динения │ │ <*> │ │
│но направление │ │ │ │ │
│пара) (эскизы не│ │ │ │ │
│приводятся) │ │ │ │ │
├────────────────┼─────────┼───────┼────────┼────────────────────┤
│ │ССС │I, II, │1, 2, 3,│Сечение выбирается │
│ │ │III │4 │одно из I - III в │
│ │ │ │ │зависимости от │
│ │ │ │ │гамма , S / S , n и│
│ │ │ │ │ мш 0 │
│ │ │ │ │места сварного сое- │
│ │ │ │ │динения на трассе │
│ │ │ │ │паропровода │
├────────────────┼─────────┼───────┼────────┼────────────────────┤
│ │ССС │I, II, │1, 2, 3,│Преимущественно се- │
│ │ ртэ │III │4 │чение I; выбор ос- │
│ │(ССС ) │ │ │тальных сечений │
│ │ кп │ │ │(II, III) проводится│
│ │ │ │ │факультативно по │
│ │ │ │ │признакам аналогично│
│ │ │ │ │подходу для ССС │
├────────────────┼─────────┼───────┼────────┼────────────────────┤
│ │ТСС, ШСС │I, II, │Преиму- │Преимущественно се- │
│ │ │III, IV│ществен-│чение I; остальные │
│ │ │ │но А , │сечения выбираются │
│ │ │ │ 1 │факультативно в за- │
│ │ │ │А . Да- │висимости от │
│ │ │ │ 2 │гамма S / S , │
│ │ │ │лее В и│ мш, 0 │
│ │ │ │ 1 │ ш к │
│ │ │ │В │бета / бета и │
│ │ │ │ 2 │ │
│ │ │ │ │ d │
│ │ │ │ │ 0 │
│ │ │ │ │ -------- │
│ │ │ │ │ к к │
│ │ │ │ │ D - 2S │
│ │ │ │ │ н ф │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │и места ТСС (ШСС) на│
│ │ │ │ │трассе паропровода │
└────────────────┴─────────┴───────┴────────┴────────────────────┘
--------------------------------
<*> Одна площадка контроля - обязательно; остальные - факультативно.
Примечание. Условные обозначения:
гамма - разупрочнение (упрочнение) металла шва, гамма =
мш мш
= НВ / НВ ;
мш ом
S / S - запас по толщине стенки;
0
к к
d / (D - 2 х S ) - согласно таблице 1;
0 н ф
ш к
d D р х D
ш н к н н
бета = ---; бета = ---; S = ---------------,
ш к 0 2 х [сигма] + р
d D
вн вн
где:
р - давление пара, МПа;
[сигма] - допускаемые напряжения на сталь, МПа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей